16 яростных читателей на связи: Рецензия на книгу Рэя Ольденбурга «Третье место. Кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места "тусовок" как фундамент сообщества»

21.08.2023

Друзья!

Мы продолжаем рассказывать о прочитанном! Сегодня Гузэль Нигматуллина рассказывает о книге Рэя Ольденбурга «Третье место. Кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места „тусовок‟ как фундамент сообщества».

Приятного чтения!

В силу своих профессиональных интересов, в последнее время увлечена чтением о формировании сообществ, комьюнити-менеджменте, и книга Рэя Ольденбурга об общественных пространствах стала прекрасным дополнением к моей библиотеке, посвященной развитию творческих пространств и сообществ в городах.

Эта книга рассказывает об особенностях и признаках третьего места, где бы оно ни было: в кафе, пекарне или кофейне, книжном магазине, винном баре или библиотеке. Любое общественное пространство, так или иначе выполняющее функцию площадки для неформального общения и удовлетворения потребностей человека в раскрытии своих талантов, социализации и получения какой-то пользы, становится для человека третьим местом.

Рэй Ольденбург говорит о важности трех точек опоры в жизни каждого человека. Создается «эффект треноги». Дом, в котором мы живем. Место работы, где мы реализуем свой профессиональный потенциал и зарабатываем деньги. И еще есть третье место. «Побег или отдых от жизненных забот и обязательств… третьи места должны предоставлять. Йозеф Вехсберг, например, полагает, что венские кофейни для обычного человека – это его „рай и остров спокойствия, его кабинет для чтения и игорный клуб, место, где он может найти собеседников и вдоволь поворчать. Там он, по крайней мере, может укрыться от попрекающей жены и непослушных детей, монотонного радио и лающих собак, злых начальников и нетерпеливых кредиторов‟».

Автор рассказывает о расцвете и упадке общественных пространств в городах Америки, приводит разнообразные примеры воплощения концепции третьего места в самых разнообразных заведениях – от венских кофеен до пабов, от библиотек до городских садов и аптек – с начала XX века до наших дней, дополняет книгу фотографиями различных общественных пространств со всего мира.

Рэй Ольденбург раскрывает силу и характерные черты третьих мест – мест отдыха, развлечений, общения и обмена мнениями. Это наши современные коворкинги, творческие, медиа- и арт-пространства, современные библиотеки и музеи, кафе и бары, городские сады и парки – в общем, все те локации, которые мы с вами посещаем повседневно. Важнейшая часть жизни горожан – третьи места: они формируют городскую среду и ландшафт, становятся задающими тренды локациями, которые встраиваются как в социокультурную повестку, так и в информационное деловое пространство для предпринимателей и лидеров некоммерческих организаций.

Очень рекомендую прочесть эту книгу начинающим бизнесменам и лидерам различных общественных пространств. Если вы хотите развить свою кофейню, бар, коворкинг, пекарню и сделать эту локацию популярной среди жителей города, эта книга для вас.

Что очень подкупает: глубокая проработка смыслов и анализ концепции третьего места на примере развития общественных пространств по всему миру. Книга Рэя Ольденбурга заставляет задуматься над тем, что мы видим вокруг, и тем, что привыкли считать «нормальным».

Цитаты:

«Когда исследование выходит за рамки одной эпохи и культуры, проявляется родство арабской кофейни, немецкой пивной, итальянской таверны, старого сельского магазина в американской глубинке и бара в городском гетто. <…> Извечные общие черты третьих мест проступают сквозь разнообразные внешние формы и, кажется, не зависят от различий в культурных установках относительно типичных мест встреч в неформальной обстановке».

«Города полны людей, контакты с которыми значимы, полезны, приносят удовольствие, но „слишком тесного сближения вы не хотите. И они не хотят слишком тесного сближения с вами‟. <…> Должна существовать нейтральная территория, на которой люди могут собираться».

«„Игра‟ – это разговор, и третье место – ее родное поле».

«Постоянное настроение третьего места – игривое. Те, кто предпочел бы продолжать серьезный разговор дольше минуты, почти наверняка обречены на неудачу. Каждая тема и выступающий – это потенциальная трапеция для упражнений и демонстрации остроумия. Иногда игривый дух очевиден – когда группа смеется и шумит; в другое время он будет менее заметным. <…> Игривый дух имеет чрезвычайную важность. Здесь радость и одобрение царят над тревогой и отчуждением. <…> Стремление вернуться, воссоздать и снова испытать этот опыт остается. Неизменно делаются предложения: „Давайте повторим!‟ Третье место существует благодаря этому стремлению».