16 яростных читателей на связи: Рецензия на книгу Елены Капитановой «Яблочный змей»

18.11.2024

#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи! 

Продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня югорский поэт, прозаик и библиотекарь II категории отдела краеведческой литературы и библиографии  Елена Аушева делится впечатлениями о книге Елены Капитановой «Яблочный змей».

Приятного чтения! 

Книга Елены Капитановой «Яблочный змей» – дебют автора в детской литературе. Почитатели творчества Елены Сергеевны знают ее как лирика, пишущего проникновенные, философские, многогранные стихотворения, и прозаика, погружающего читателя в реальный современный мир с его проблемами, вопросами, радостями и надеждами.

И вдруг у этого автора, твердо стоящего на земле настоящего, не вымышленного мира, выходит в свет сказочная повесть для детей. Меня как читателя одолевал вопрос: как писателю удастся справиться с произведением для самой требовательной и внимательной аудитории? Насколько органично будет чувствовать себя автор в новом жанре? Насколько актуальна и понятна тема, поднятая в книге? Поделюсь своими размышлениями и опытом прочтения «Яблочного змея».

С чем же читатель имеет дело?

С одной стороны, конечно же, перед нами сказка. Можно не читать предисловий и аннотаций, чтобы с первых строк почувствовать, что мы оказываемся в удивительном, волшебном, непривычном мире: «В глубине сада, у самого леса, росла старая высокая яблоня, усыпанная большими красными яблоками. Люди обходили ее стороной, ведь она была необыкновенная – на ней жили яблочные змеи. И хотя змеи были совсем крошечные, не больше обычного червячка, вид имели грозный – в блестящей чешуе и с острыми-преострыми зубами».

А с другой стороны, необыкновенные сказочные змеи живут в обществе, очень похожем на наше, человеческое: папы-змеи ходят на работу, мамы-змейки хлопочут по хозяйству, бабушки вяжут носки и шапки, дедушки рассказывают предания и истории.

Большое Яблоко – это место, где живут маленькие змеята, оставшиеся без родителей. И этот социальный институт, говоря несколько сухим и официально-деловым языком, тоже легко узнаваем. Тема жизни в детском доме непроста для любой аудитории, поэтому автор книги для детей должен владеть огромным чувством такта и писательского мастерства, чтобы говорить о теме искренне, открыто, не сгущая красок и не делая картинку слишком ванильной и слащавой. Елене Капитановой удается держать баланс, показывая все грани жизни, умело обходя слишком острые углы, но и не замалчивая имеющихся проблем.

Главный герой книги – змеенок Чип – по своему характеру похож на мальчишку начальной школы, класса примерно второго-третьего: любознательный, не очень трудолюбивый, жадный до приключений и новых открытий, ранимый, эмоциональный, но тщательно это скрывающий. Это тот самый мальчишка, живущий рядом с нами, в соседнем подъезде, может быть и на одной лестничной площадке, поутру спешащий в школу (иногда совсем не радостно, а просто потому, что так надо), а после уроков долго возвращающийся из нее, потому что вокруг происходит столько всего интересного! Думаю, не только я вижу за героями повести знакомые образы своих друзей, приятелей, одноклассников. Это сближает читателя с действующими лицами, и, конечно, равнодушно читать книгу уже не выйдет, с каждой строкой змеенок Чип будет занимать все больше места в вашем сердце. Так чем же занимается главный герой, такой близкий и понятный каждому?

Чип далеко не идеален, это тоже делает его живым и настоящим: он может прийти на урок с невыученным домашним заданием и выкручиваться возле доски, слушая подсказки своей подружки Розы, может подговорить друзей убежать за территорию Большого Яблока, куда им запрещено ходить без воспитателей, а после испытывать муки раскаяния и угрызения совести.

Единственный неоднозначный поступок, за который ему не пришлось краснеть, – это шантаж Кривого Сида запиской к змейке, которая ему понравилась. Несмотря на то, что это был способ остановить поток издевательств и оскорблений со стороны старшего воспитанника Большого Яблока, ситуация не получила никакого продолжения. Воспитатели предпочли ее не замечать, а тетушка Лилия и вовсе невольно оказалась пособницей кражи и хранения чужого письма. На мой взгляд, поступки, имеющие двоякую оценку с морально-нравственной стороны, в детской книге должны получать объяснение или завершение.

Прежде всего, змеята – это дети, которые живут во власти фантазий (иногда страшных, как в истории с логовом черного паука), проводят время в играх, отправляются в путешествие по яблоне так далеко, как только могут уйти, забывая о безопасности и ответственности за них тетушек. Но возвращение приносит осознание, что они не только подвергали себя опасности, но и тетушке Лилии, взявшей на себя вину ребят, досталось от тетушки Клары. Желание исправиться и не совершать подобных ошибок, чтобы больше не расстраивать любимую воспитательницу, – лучший педагогический прием, какой только может быть. Искренне порадовалась за малышей, которым встретился в жизни такой добрый и любящий педагог.

Между Чипом и его друзьями Дином и Розой царит полное взаимопонимание. Змеята поддерживают друг друга, делятся самыми сокровенными мыслями и надеждами. Примечательно, что маленький Чип не боится выступить против главной грозы Большого Яблока Кривого Сида не ради себя, а ради подружки Розы. Очень трогательна и сцена их прощания, когда Чип покидает Большое Яблоко с приемной семьей.

Но, чем бы ни занимались там змеята, все их мысли возвращаются к родителям. У кого-то они были и исчезли то ли в действительности, то ли из памяти малышей. Но дети верят, что мечта станет реальностью и родители рано или поздно за ними вернутся. Очень эмоционально показана бравада Чипа о том, что ему никто не нужен, что он большой и прекрасно обходится без них. Однако, оставшись наедине с друзьями, Чип признается, что это его самая большая мечта – попасть в семью, жить с папой и мамой.

Как выясняется, все змеята Большого Яблока в день приезда будущих родителей Чипа мечтали, что заберут именно их. Тема семьи, настоящих теплых отношений между всеми ее членами звучит на каждой странице. Стремление к нормальной семейной жизни есть даже у самого взрослого из змеят – хулигана и задиры Сида.

Чем подкупает книга Елены Капитановой: в ней нет назиданий, нет прямолинейного высказывания о проблеме. Остается достаточно пространства, чтобы читатель, будь он ребенком или взрослым, самостоятельно пришел к выводам. В заключительных главах звучит мысль автора о семье: не нужно быть идеальным, чтобы быть любимым. И речь идет вовсе не о вседозволенности, а о естественном ходе событий в жизни, где черная полоса чередуется с белой, но в семье все преодолевается, все трудности решаются сообща.

При высоком эмоциональном накале истории нет желания и стремления автора выжать из читателя слезу, нет спекуляции на сентиментальных эпизодах, что выдает в Елене Капитановой зрелого мастера слова.

Я бы расширила определение жанровой принадлежности произведения: это книга для семейного чтения, для обсуждения важных тем, раскрытых простым и понятным языком сказочных приключений.

Выражу желание не только свое, но и читателей, с кем мы общались после прочтения повести Елены Капитановой: обещанное автором продолжение обязательно должно быть, потому что в финале остались вопросы: «А как же Роза и Дин, спросите вы. Неужели они так и остались в Большом Яблоке? Как дела у тетушки Лилии и Кривого Сида? Хотите узнать? Всему свое время. Время новых сказок Большого Яблока».

Книгу можно взять почитать в отделе краеведческой литературы и библиографии, 3-й этаж.