#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи! Рецензия на книгу Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него"
Продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня завершаем серию обзоров на книги о библиотеках и библиотекарях.
Напоследок припасли отзыв Олеси Жерновой на книгу Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него".
Приятного чтения!
___________
Первое, на что обращаешь внимание при чтении книги Алексея Сальникова – оно похоже на разматывание клубка ниток. Даже наличие точек и запятых где положено не отменяет этого ощущения.
И чем больше разматываешь, тем больше погружаешься в бытие обычной вроде бы, такой, каких много, семьи Петровых. Местами словно рассматриваешь их будничную суету под лупой.
Муж – автослесарь, жена – библиотекарь, восьмилетний сын – школьник.
Все как у всех: родители работают, решают свои повседневные дела, ребенок ходит в школу, а дома чаще всего играет в компьютерные игры со своим другом.
А если приглядеться, то обнаружится, что Петров с Петровой разведены, и семья живет на две квартиры. То Петрова с сыном в ее квартире, то вдруг они переселяются к Петрову и живут все вместе. Не замечая особой, между прочим, разницы, так как обе квартиры похожи между собой до мелочей. Зачем? Так Петрова пытается обезопасить своих мужчин от себя, ибо время от времени ее штормит не по-детски, и тогда берегитесь те, кто рядом!
Петров, безобидный для себя и окружающих, а для друзей и родственников и вовсе убогий, бессмысленно влачащий свое жалкое существование, сам не без скелета в шкафу. Сын, равнодушный ко всему, кроме личных интересов, втайне от отца в школе выдает истории, нарисованные Петровым в виде комиксов, за прочитанные книги про комсомольцев.
Наслушавшись разного об этом романе, я была готова, в принципе, ко всему: к какой-нибудь закрученной мистике, или полному бреду, или «развеселой хтони и инфернальной жути», как написано в аннотации.
Но оказалась вполне себе жизнеприближенная проза с элементами, впрочем, загадочности, ноткой безумия, замысловатых хитросплетений судеб, неожиданных развязок, тайн, о которых лучше не рассказывать никогда и никому. В общем, если копнуть поглубже, у каждого найдется что-то подобное.
И в этом мне увиделся главный посыл автора, который как бы намекает, что в обычной семье Петровых/Ивановых/Сидоровых не все так просто и буднично, что там, внутри, происходят события, которые исподволь, а то и самым прямым образом влияют на изменения общей картины мира. Петрова со своей необъяснимой кровожадностью как сознательная вершительница судеб, да и Петров – вроде бы и невольный, но в истории Сергея последнее решение-то остается за ним.
Накануне Нового года все члены семьи по очереди заболевают гриппом. Вместе с высоченной температурой у героев и события вокруг поднимаются до градуса лихорадочной пляски, в которой непонятно, где сон, где явь, кто кого спас, кто кого переиграл, кто жив, а кто умер, кто счастливей, в конце концов.
При этом Игорь со своей брызжущей энергией и нездоровым (по мнению других, которым он мешает спокойно впадать в уныние и, пребывая там, с удовольствием вязнуть в жалости к себе) позитивом, харизмой и безоговорочным, но как бы между делом, завоеванием любого пространства, человека, мира по факту выглядит самым здравомыслящим. Он давно уже про себя, про всех и про эту жизнь все понял, живет и не парится, так как знает, что идеала нет и не будет, и наслаждается тем, что ему дадено.
Это вдруг всплывает на поверхность, когда мы неожиданно проваливаемся в его монолог в машине у Петрова. Ловко и безапелляционно, как умеет только он один, Игорь поясняет за счастье, достигаторство и душевные метания («которые не у тебя одного так-то»), за вечное ожидание (мучащее Петрова; да что там, нас всех периодически) чего-то другого, а-ля лучшей жизни, за страх казаться смешным и почему это не страшно, и прочее.
Тут же мы видим, как чужое мнение до ужаса просто и небезопасно влияет на наше самовосприятие: только что Петров был счастлив и доволен своей судьбой, ему было плевать, что его считают убогим, а его жизнь никчемной, но стоило только услышать разбор своей личности от значимого человека, как сразу собственная жизнь, по его ощущениям, превратилась в руины, стала второстепенной, малозначимой.
Не удивило стандартное стереотипное описание работы библиотекаря, сквозь которое чувствуется серость и меланхолия как вечные (якобы) спутники библиотеки. Предсказуемо добавленные плотские утехи библиотекарей на рабочем месте и даже заскоки Петровой как бы призваны разбавить «смертную тоску» библиотечного мира, оправдать его существование. В общем, как обычно, библиотекари представлены либо серыми мышками, либо монстрами, либо этакими развратниками. Ну, это уже неинтересно. Почаще бы заглядывать нынешним писателям и режиссерам в современные библиотеки.
Любопытно, что за время прочтения меня эмоционально мотало от скуки и неприязни (к Петровой, например) до неожиданного в конце – а ведь интересно получилось!
Распутав текстоклубок до последнего слова, я увидела цельность романа, прочувствовала все связки, оценила все цепочки и логические переходы. Кроме одного – трупа в катафалке. Почему все-таки?
В 2021 году выйдет фильм, снятый по этой книге. Режиссер Кирилл Серебренников. И знаете, хочется посмотреть. Особенно после прочтения.
__________________
Книгу Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» можно взять в отделе обслуживания, 1 этаж.
Читайте и будьте счастливы!
Всегда ваша — Государственная библиотека Югры.