#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ: Виктор Пелевин "Generation П"
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ
#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи!
Продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня Гузэль Нигматуллина расскажет о романе Виктора Пелевина, который пронизан сюжетными нитями эзотерики, мистики шумеро-аккадской мифологии и жестким, полным сарказма, абсурдом, доведенным до абсолюта.
Приятного чтения!
_________________________
Рецензия на роман Виктора Пелевина «Generation П»
В этот раз хочу поделиться впечатлениями о романе Виктора Пелевина «Generation П». Это мое первое произведение Пелевина. И понадобилось не менее полугода, чтобы однажды поймать нужное состояние для знакомства с автором – настолько тяжелой мне показалась книга после прочтения первых строк. Желание продолжить знакомство появилось только осенью, когда солнечные теплые дни сменила сумеречная погода ноября.
Виктор Пелевин. Российский писатель, автор культовых романов 90-х годов, лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер», «Национальный бестселлер», «Большая книга», премия Андрея Белого. Неоднозначная и загадочная фигура российской литературы: не появляется на публике, практически не дает интервью, избегает выступлений, порой вызывает сомнение в своем существовании (есть версия, что под его именем пишет группа авторов). Тем не менее в 2009 году Пелевин был признан самым влиятельным интеллектуалом России. Его произведения вызывают смешанные чувства, они полны сарказма, абсурда и мистики, неоднократно признавались культовыми, ставятся в театре, семь произведений экранизированы.
Мои впечатления о «Generation П». Если описать парой-тройкой слов, это роман о «потерянном» поколении (поколение пустоты, поколение Пепси, поколение П…ц), рекламе и маркетинге 90-х, по сути управляющих миром. Роман пронизан сюжетными нитями эзотерики, мистики шумеро-аккадской мифологии и жестким, полным сарказма, абсурдом, доведенным до абсолюта. Настолько неожиданным и шокирующим абсурдом, что мир Пелевина кажется реальным. Отрезвляюще реальным. Смотришь за окно – и видишь смыслы поколения пустоты в нашем мире.
Герои романа циничны, потеряны и вынуждены выживать в годы перестройки, развала СССР и перехода в бурные и полные хаоса 90-е. Время первых предпринимателей, бандитов и зарождения российской рекламной и медиаиндустрии. Читая произведение, мы видим превращение главного героя Вавилена Татарского от никому не нужного выпускника Литинститута, не востребованного эпохой, до торгаша в киоске, затем копирайтера и главного криэйтора рекламного агентства, а в итоге – земного мужа богини Иштар. Постепенные трансформации героя романа сопровождают наркотики, алкоголь, лихой и весьма опасный труд в рекламном бизнесе, большие деньги, мистика и жесткая правда о том, что сознанием общества управляет рекламная индустрия. Управляет настолько, что все политики и ведущие лидеры мира – это оцифрованные продукты творчества рекламщиков. Ельцин, Лебедь, Зюганов, Явлинский и другие выдающиеся политики и олигархи ежедневно и кропотливо конструируются группой криэйторов и сотрудников отдела Национальной идеи, весь контент и действующие персонажи создаются и отрисовываются дизайнерами, специалистами по монтажу и другими сотрудниками рекламного агентства.
Первые эмоции, вызванные прочтением «Generation П»: щемящее чувство ностальгии по 90-м и любопытство, сопровождавшие меня первые две главы, пока я с головой не окунулась в абсурдный мир Пелевина и не погрузилась в букет неоднозначных впечатлений от этого романа. Читать Пелевина сложно. Это не легкое чтиво перед сном или книжка для отдыха души и тела – над чтением пришлось «поработать», мир романа многоуровневый и полный интеллектуальных упражнений и разгадывания смысла прочитанного текста. Измышления Че Гевары о влиянии телевидения и значении рекламы и маркетинга на сознание общества мне пришлось перечитывать несколько раз, чтобы в полной мере осознать. Идеи автора кажутся настолько невероятными, но в то же время реалистичными, что к концу прочтения романа я уже не удивлялась теории заговора, наличию тайного общества, управляющего нашим миром, что все политики – лишь продукт воображения и творчества, а деньги – основная цель и двигатель человеческого существования.
Несмотря на пессимистичный и жесткий мир этой суровой российской антиутопии, меня не оставляло ощущение, что автор – человек, любящий свою страну. Мне кажется, так о своей стране может писать только патриот; пусть эта любовь и неромантична, и несентиментальна, но настолько искусно погрузить читателя в реальность 90-х с ее грязными улицами и ларьками, ощущением хаоса и полной Свободы, когда еще не было нашей Стабильности длиною в …дцать лет…
Негативные впечатления оставил нелитературный язык книги. Это не произведение, от прочтения которого получаешь эстетическое удовольствие: мат и грубый стиль письма усиливают ощущение тревоги и опасности будней 90-х. Но несмотря на обилие мата, в романе много философских рассуждений о том, как зависимость от телевидения и рекламы влияют на сознание общества, на духовность и личность человека. В книге подробно изложена экономическая теория орануса, после изучения которой стала ловить себя на мысли, что неосознанно фиксирую ее основные принципы в своей жизни и анализирую, какие из вау-импульсов транслирую сама.
Кому бы я посоветовала эту книгу?
Если вдруг вы проснулись с мыслью о том, в каком сюрреалистичном мире мы живем, и вдруг все происходящее вокруг слегка шокирует вас, то для усиления эффекта можно прочесть «Generation П». Насколько нереальным кажется происходящее сегодня за окном, настолько реальным выглядит абсурдный мир Пелевина в этом произведении.
«Антирусский заговор, безусловно, существует – проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России».
«Когда не думаешь, многое становится ясно».
«У каждого Абрама своя программа, у каждого бренда своя легенда».
«Татарский понял, чем эра застаивания империализма отличается от эпохи первоначального накопления капитала. На Западе заказчик рекламы и копирайтер вместе пытались промыть мозги потребителю, а в России задачей копирайтера было законопатить мозги заказчику. <...> …Он случайно открыл основной экономический закон постсоциалистической формации: первоначальное накопление капитала является в ней также и окончательным».