#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи: рецензия на роман Маркуса Зусака "Книжный вор"
Продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня Светлана Волженина расскажет о романе Маркуса Зусака "Книжный вор".
Приятного чтения!
____________________
Девочка и Смерть
Сюжет романа Маркуса Зусака «Книжный вор» вряд ли выделил бы эту книгу из ряда повествований о взрослении ребенка во время войны, если бы… ее героем не была Смерть. Есть, впрочем, еще одна причина, но о ней позже. В романе Смерть предстает не в привычном образе холодного, бесчеловечного и циничного божества, а в виде заинтересованного и эмпатичного свидетеля страшной трагедии, которая разыгрывается в мире людей:
«Говорят, война – лучший друг смерти, но мне следует предложить вам иную точку зрения. Война для меня – как новый начальник, который требует невозможного. Стоит за спиной и без конца повторяет одно: „Сделайте, сделайте…‟ И вкалываешь. Исполняешь».
Однако вернемся к повествованию. Вторая мировая война. Германия, в которой уничтожают евреев, жгут книги, детей записывают в Гитлерюгенд, взрослых – в нацистскую партию. Девятилетнюю Лизель отдают в приемную семью в маленьком городке Молькинг. С этих событий и начинается история ее взросления, в которой участвуют ее приемные родители Роза и Ганс Хуберманы, ее школьный приятель и сосед Руди Штайнер и еврей Макс Ванденбург. Полуголодное существование, жесткие нравы, необходимость держать в тайне семейный секрет: «У меня в подвале еврей».
Однако самым главным «учителем» Лизель станут книги, которые девочка будет воровать, читать и писать. Их будет немного, и первой станет «Наставление могильщику», на которой она будет учиться читать. Весь роман «Книжный вор» – это апология силы слова, даже все графические истории, которые писал в подвале дома Хуберманов еврей Макс Ванденбург – про силу слов, которыми Гитлер пытался покорить мир.
Ночью 7 октября 1943 года девочка единственной из Молькинга останется в живых после авианалета… Спасет ее то, что она будет писать книгу в подвале своего дома. Снова спасительная сила слов.
Однако совсем не сюжет привлек мое внимание к этой книге. Язык, который куда важнее. Рубленый, жесткий стиль повествования (даже рецензию я написала в несвойственном мне стиле). Яркие, выразительные метафоры, которые делают повесть ощутимой и зримой. Образы книги невозможно забыть: «а у меня было небо цвета евреев», «солнце размешивало землю. Снова и снова размешивало нас, как похлебку», «у него был ветер в волосах и туман в глазах», «свеча его волос подпалила постель»… Каждый образ заставил меня заглянуть внутрь себя и увидеть эти картины (они там почему-то есть). Попробуйте и вы.
Другие отзывы можно найти в разделе "Статьи" в официальной группе Государственной библиотеки Югры ВКонтакте.