#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи! Рецензия на роман Марины Степновой "Сад"

13.04.2021

Друзья!

Продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня Олеся Жернова расскажет об истории семьи Борятинских, описанной в изумительном романе Марины Степновой "Сад".
Приятного чтения!

Другие отзывы можно найти в разделе "Статьи" социальной сети Вконтакте.

Итак, Марина Степнова «Сад»., изображение №1

 

Наконец-то и я познакомилась с творчеством писательницы, о которой много слышала и слышу последние полгода.

Только начала не с «Женщин Лазаря» (хотя их тоже уже прочла), как большинство, а с «Сада». Об этой книге букстаграм восхищенно заговорил, забурлил осенью 2020-го. Да так, что невозможно было не обратить внимания на историю семьи Борятинских. А потом, буквально с первых строк, утонуть в изумительно написанном романе.

Сюжет разворачивается в имении с красивым названием «Анна», расположенном в десяти верстах от села с контрастирующим названием ХренОвое, где-то в Воронежской области.

Княгиня Борятинская Надежда Александровна (урождённая фон Стенбок), прекрасная жена и хозяйка, обустраивает новую усадьбу. Обожаемый-обожающий муж, Владимир Анатольевич, сытая, размеренная жизнь, прекрасный сад, доставшийся в наследство с домом. (Какого было мое удивление, когда я случайно обнаружила, что и место это и люди реально существовали.

Так вот, вся идиллия внезапно рушится, когда супруги понимают, что скоро у них будет ребенок. Ей 44, на дворе 19 век, и рожать в таком возрасте - моветон.

Туся рождается, едва не отправив своим появлением мать на тот свет. Никому не нужная, а потому предоставленная сама себе, она живёт, как чувствует: делает, что хочет, одевается, как попало, ест, что нравится, молчит до 5 лет, не считая нужным вступать с кем-либо в коммуникации, а потом начинает говорить сразу матом, ибо всё детство провела на конюшне, обожала лошадей.

В итоге, балованная Мейзелем, немецким врачом, который заменил ей, по сути, и отца и мать, единственным человеком, к которому она хоть как-то прислушивалась, не тронутая малейшими родительскими ограничениями, девочка выросла беспощадной эгоисткой, не способной понять чувства даже близкого, самого дорогого ей человека...

Марина Степнова своим текстом обволакивает, играет словами, витиевато, густо, вкусно, но без графоманства. Очаровывает слогом, манит изящными предложениями, заставляя включаться все наши пять органов чувств: осязание, обоняние, вкус, зрение, слух.

«Гравий крупно похрустывал под ногами, из недалекой кухни пахло отдыхающим под полотенцем пирогом, и Надежда Александровна вдруг почувствовала, что проголодалась - как в детстве - и что, как в детстве же, совершенно счастлива - остро, сиюминутно, до весёлой щекотки под коленками»

Итак, Марина Степнова «Сад»., изображение №2

 

Мне всё понравилось. Все на своём месте, сюжетные линии понятны, отсылки к классической литературе прекрасны, изящный слог завораживает.

В конце, неожиданно для себя самой, рыдала. Честно, не собиралась. Но герои, так тонко, живо и подробно описанные, стали настолько родными, что чувствуешь всю их боль, безысходность. И, даже, казалось бы, неизбежный исход событий у некоторых (пытаюсь без спойлеров) тяжело даётся к принятию.

Говорят, сейчас пишется продолжение романа. Однозначно буду читать.

А вы как, читали?