16 яростных читателей: рецензия на книгу Анны Матвеевой «Катя едет в Сочи»

14.03.2022

#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи! Продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня Светлана Волженина рассказывает о книге Анны Матвеевой «Катя едет в Сочи»

Приятного чтения!

 

Накануне Нового 2022 года со мной случилось чудо. Я неожиданно для себя, поучаствовав в розыгрыше клуба «Книжный рейв» в Telegram, стала обладательницей новой книги Анны Матвеевой «Катя едет в Сочи». Конечно же, я была и обрадована (мне интересна писатель Анна Матвеева), и удивлена (я выиграла? крайне неожиданная ситуация!).

Мало того, участницы клуба отправили мне не только книгу, но и поздравление с Новым годом с пожеланием: «Попробуйте найти своего двойника внутри девяти рассказов и поделитесь с нами впечатлениями».

Сборник состоит из девяти повестей и рассказов, один из которых дал ему название, – «Катя едет в Сочи. И другие истории о двойниках». «Двойники… есть за редким исключением у каждого. На портрете, написанном двести лет назад, в телевизоре, в соседнем дворе, в документе – тут уж кому как повезет. Ну, или не повезет», – пишет автор. Я начала оглядываться по сторонам, вдруг меня осенит, или повезет, и я узнаю своего двойника.

Но все оказалось не так однозначно. Я прочла книгу, потом задумалась: увидела ли я в каждом из рассказов двойников. Про них мой мозг вспомнил немного, выдал мне принца и нищего, доктора Джекилла и мистера Хайда. Потом задумался и впал в растерянность. Что это за феномен такой, который вызвал у писателя потребность его препарировать со всех сторон в разных ситуациях, историях, человеческих судьбах?

Пожалуй, самой очевидной стала для меня повесть «Внук генерала Игнатьева» – про афериста Олега Аркадьевича Ясного, похороны которого сопровождаются появлением брата, его абсолютной копии (или эта смерть – новая афера героя?). А потом: мать и сын, играющие в сетевую компьютерную игру; школьницы – друзья по переписке; художник и отец героини рассказа журналистки Светланы Шёлковой; сын маленький и повзрослевший, шестнадцатилетний, в одной и той же ситуации, когда мать его теряет на пляже; альтер эго автора и Катя, которые встречаются в Шереметьево и переживают одну и ту же историю разрыва отношений: «Все, кто едет сейчас с нами в терминал В, все они везут с собой (в карманах, в душе, в карманах души) такую же точно историю любви – не допущенной, упущенной, пропущенной». Ах, как тонко – в карманах, в душе, в карманах души (это уже от меня).

Очень многое в текстах Анны Матвеевой во мне находит отклик, я чувствую и думаю о многом так же. И у меня отношение к творцу (художнику, писателю) зависит от принятия его творений: «Но если бы работы Шагалова не нравились Свете, он бы и сам ей не понравился: всегда так». Или вот такое острое восприятие действительности настигает и меня иногда: «Недавно с улицы, по которой я хожу в редакцию, сняли асфальт, как кожу. И я так понимаю эту улицу! Я знаю, как ей больно». А глядя на своего взрослого сына, я тоже недоумеваю: «Ни одна мать не понимает, где теперь ее маленький сын и откуда взялся этот взрослый мужчина, который бреется и говорит басом».

Однако вернемся к тому напутствию, которое мне дали с книгой. Нашла ли я двойника на ее страницах? Честно признаюсь, тут у меня раздвоение и даже более «…ение», потому что увидела что-то в себе от многих. Есть во мне легкомыслие и суеверное опасение, что не нужно «облачать жизнь в цифры и буквы», как у Миши Брусиловского (кстати, вполне себе реальный художник из Екатеринбурга); я также испытывала животный страх, когда теряла своего сына, «а когда видела на горизонте знакомую фигуру, обмякала всем телом». Не стала тема двойничества для меня очевидной, хотя, может быть, проявления этого феномена сопровождают нас всегда, просто мы недостаточно рефлексируем?

Я по-разному отнеслась к вошедшим в сборник рассказам и повестям. Например, рассказы «Катя едет в Сочи» и «А ты где?» доставили мне эстетическое удовольствие, а

повесть «День недели была пятница…» вызвала напряжение и парализовала, как болото, которое затягивает в трясину и ничего с этим не поделать.

Не скажу, что рассказ «После жизни» задел меня эмоционально больше других; он, скорее, оказался созвучен моим размышлениям здесь и сейчас. История про то, как подруги помогают разобрать от вещей квартиру после смерти свекрови одной из них. Квартиру, заставленную вещами – свидетелями чьей-то жизни, любимыми украшениями, книгами, ценными только для конкретного человека. И эта их ценность неочевидна для тех, кому пришлось разбирать вещи, кто стал свидетелем чужой жизни, интимности, которая, попав в публичное пространство, теряет свое обаяние и даже становится отталкивающей. Меня этот рассказ застиг за собственными размышлениями о том, что я живу практически в музее: все, что меня окружает, наполнено смыслом только для меня и потому, что связано с какими-то людьми и событиями. «Такая же гора останется после каждого из нас: накопленные, подаренные, купленные, найденные вещи». В этом, наверное, дуальность жизни в целом: человек, появляясь на свет и умирая, свободен, а на протяжении жизни связан с другими людьми не только духовно, но и материальными вещами. И что тогда правильно: жить в стерильном пространстве, как Наташа Стафеева из рассказа «После жизни», и не оставить после себя груды вещей или, как я, почти в музее?

Не знаю, как и не знаю, нашла ли я своего двойника в книге. И да простят меня члены клуба «Книжный рейв».