Рубрика «Книги на века»: Андре Лефевр "О надзирателях при воспитании из Енциклопедии", 1770 год
Книга – один из важнейших источников радости мышления.
В. А. Сухомлинский
Приветствуем вас, наши дорогие читатели!
Рады сообщить, что с этого месяца мы открываем для вас новую рубрику под названием «Книги на века», со страниц которой будем рассказывать о гордости нашей библиотеки – фонде книжных памятников. Эти книги обладают выдающейся духовной, исторической, научной и культурной ценностью и имеют официальный статус книжного памятника на федеральном уровне.
Итак, первый книжный памятник – самая старейшая книга коллекции, ей исполнилось 252 года, и листать ее можно только в перчатках.
Лефевр, А. О надзирателях при воспитании из Енциклопедии / [А. Лефевр] ; перевел С[емен] Б[ашилов]. – В Санктпетербурге : [Типография Академии наук?], 1770. – [2], 105, [1] с.
В книге опубликованы статьи французского энциклопедиста конца ХVIII века Г. Лефебюра «Детская нянька», «Дядька при молодом человеке», «Дядька при государской особе», в которых описывается воспитание детей грудного возраста, младшего возраста, а также воспитание будущих государственных особ. Перевел книгу Семен Сергеевич Башилов (1740–1770), историк, археограф.
Детская нянька – женщина, которой знатные, богатые люди доверяли воспитание своего младенца.
«От первых впечатлений, получаемых младенцем от няньки, т. е. воспитателя, зависят его первые склонности, от первых его склонностей первые его привычки, а от первых привычек будут зависеть достоинства и недостатки его разума, и почти всегда добродетели и пороки его сердца».
Хотя дети учились дома, их день был строго регламентирован: ранний подъем в связи с необходимостью совершить молитву, ребенок должен был поприветствовать родителей, повторить учебный материал и заняться разнообразными делами. Вот как описывает автор подбор воспитателей для будущих государственных особ:
«Дядька (наставник) для молодого человека нужен для твердости духа, для кротости в поведении и постоянство нрава. В дядьки выбирают ученого или военного человека. Который должен возбудить в нем почтения ко всевышнему существу, тогда он яснее будет признавать собственное свое ничтожество и равенство с прочими людьми. А от этого родятся в нем человеколюбие, правосудие и все добродетели, какие он в рассуждении народа должен наблюдать».
Подробно описываются приемы наказания детей за провинность:
«Наказание за малые поступки должно состоять из уведомлений об них родителей. Он, ребенок, будет няньку просить, чтобы она не рассказывала родителям о его провинностях, но она должна быть неумолима и не только не скрывать его проступок, но и еще и преувеличить. Надобно его сделать чувствительным к стыду, если кто хочет чтобы он был чувствителен к чести. А за важные проступки наказанием должно быть лишение родителей ласковости, или совершенное отнятие удовольствия их видеть. Чтобы приобрести ему родительскую к себе милость, надо чтобы ее заслужил. При объявлении, что родители соизволили опять его видеть, надобно ему объяснить, сколько велико их к нему милосердие, напомнить важность учиненным им проступком».
Познакомиться с книжным памятником можно на сайте Государственной библиотеки Югры:
Дорогие читатели, надеемся, что вас заинтересовала наша новая рубрика, и вы с нетерпением будете ждать нашей следующей публикации.