16 яростных читателей: рецензия на романы Наталии Терентьевой «Училка» и Тамары Айленд Стоун «Если бы мы знали»

3.10.2022

Друзья!

#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи! Мы продолжаем рассказывать о прочитанном.
Сегодня Елена Симакова рассказывает о романах Наталии Терентьевой «Училка» и Тамары Айленд Стоун «Если бы мы знали»

Приятного чтения!❤

________________
В канун замечательного праздника Дня учителя хочу поделиться своими впечатлениями о двух разных по содержанию, но таких волнующих по представленным проблемам книгах о современной школе.

Роман Наталии Терентьевой «Училка» заинтересовал меня своим названием и оформлением обложки. На ней изображена женщина с воздушным шариком в руках на фоне покачнувшегося здания и летящих листов бумаги. Современное обучение – миф или реальность? Порядок или хаос? Стабильность или непредсказуемость? Захотелось узнать: кто кого и как учит в современной школе?
«Училка» вызвала во мне противоречивые чувства: радости и боли, смеха и печали. «Что-то явно не так в этом королевстве… Нет, не в нашем классе и даже не в школе. Во всем королевстве». Роман начинается с фразы: «Моя жизнь похожа на сказку. Иногда очень страшную. Иногда – волшебную, с превращениями. Наивную и добрую». «Училка» – сказка для взрослых. Она заставляет о многом задуматься: о современной системе образования, методике обучения, взаимоотношениях в семье и в коллективе учителей. Это страшно, правдиво, порой даже кажется, что такие герои, как Нецербер, Игоряша, Настька, Громовский, Пищалина, списаны с реальных людей.
Главная героиня романа «Училка» Анна Леонидовна Данилевич – учитель словесности, переводчик, ранее никогда не работавшая в школе, – решает попробовать свои силы в роли учителя русского языка и литературы.
Многое придется ей пережить и перетерпеть, чтобы донести до своих учеников прекрасный мир чтения, живого общения, взаимопомощи и понимания. А главное – осознать, что в каждом ученике, плохом или хорошем, надо видеть личность.
«Училка» – книга о современной системе образования, о школьных проблемах, о рано взрослеющих детях, об отцах, не имеющих мужского начала и поэтому потерявших авторитет в семье, об изменах и предательствах, родительской заботе и, конечно, о любви.
На мой взгляд, роман Наталии Терентьевой будет полезен как родителям, так и самим учителям, студентам и школьникам. Каждый найдет в нем то, что заставит задуматься.

А книга Тамары Айленд Стоун «Если бы мы знали» захватила меня с первых страниц. Интерес вызвало посвящение: «Посвящается моей лучшей подруге. Я скучаю по тебе сильнее, чем ты думаешь». Меня всегда привлекали истории, рассказывающие о настоящих чувствах, дружбе, поиске и принятии себя, выборе жизненного пути – именно об этом и роман. В нем автор затрагивает очень важные для каждого человека темы – от более простых (первая любовь, выбор жизненного пути после окончания школы) до глобальных (дружбы и предательства, любви и прощения, ценности человеческой жизни). Роман «Если бы мы знали» о том, что иногда сделать 36 шагов навстречу друг другу тяжело и страшно, но так необходимо.
Мне понравилось, как Тамара Айленд Стоун легко и ненавязчиво анализирует поведение и поступки героев, прекрасно описывает состояния людей в разные периоды их взаимоотношений. Порадовало, что роман, адресованный подросткам и молодежи, наделен глубоким смыслом и мудрыми мыслями. Каждая из подруг имеет друзей, занимается любимым делом, готовится к поступлению в университет. Они весело проводят перемены и с пользой собираются после занятий.
Роман переведен с английского языка в целом неплохо. Но слово «забегаловка» режет глаз и слух. А ведь именно там после занятий молодежь собирается пообщаться, обсудить текущие дела и наметить планы на будущее. В забегаловке ли это должно быть?
В центре сюжета романа – история о двух подругах, Ханне и Эмори, которые живут в соседних домах, их разделяет всего 36 шагов. Девушки дружат с детства, но вот уже три месяца не общаются после ссоры, хотя их связь постоянно ощущается, и автор это великолепно описывает. Эмори ведет записи в телефоне и отсчитывает дни до расставания со своим другом Люком (он уедет учиться в Денвер, а Эмори – в Лос-Анжелес). Ханна же пытается разобраться в себе и в своей вере. А случившаяся с Люком беда и своевременная помощь Ханны меняют многое не только в жизни подруг, но и в жизни парня.
Символично название романа «Если бы мы знали». Автор на ряде примеров показывает, что могло бы пойти по-другому, если бы отец Ханны выслушал ее и смог помочь Эмори, если бы Эмори поделилась со своей матерью страшной тайной, если бы пастор и Аарон не выложили исповедь Люка в соцсети. Примеров «если бы» в романе достаточно много, автор вводит их для размышления и принятия выбора каждым.
Герои находят свою веру: кто-то обращается к религии, кто-то обретает веру в себя, но каждый делает свой выбор. На примере пастора (отца Ханны) показано, какими слепыми порой могут быть глубоко верующие люди и к чему может привести такое поведение. Введенная в повествование тема религии не осложняет чтение произведения, а как бы раскрывает переживания людей изнутри. «Всю жизнь я верила, что ничто не случайно. Все предписано Господом. Жизнь – это созданная Им мозаика из печалей и радостей и всего, что посередине, и каждое событие происходит именно тогда, когда нужно».
Роман Тамары Айленд Стоун обо всем: о дружбе, о первой любви, об отношениях в семье, о мотивации выбора в жизни. Сомнений нет: эту книгу надо читать. Она будет интересна подросткам и молодежи. В ней есть все, что так волнует подрастающее поколение – школа, друзья, увлечения, отношения.
Книги Наталии Терентьевой «Училка» и Тамары Айленд Стоун «Если бы мы знали» могут стать прекрасным подарком ко Дню учителя. А учиться там есть чему.
Познакомиться и «пообщаться» с героями этих романов помогут сотрудники отдела обслуживания Государственной библиотеки Югры.