16 Яростных читателей на связи: рецензия на роман Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве»

7.11.2022

Друзья!

#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи! Продолжаем рассказывать о прочитанном!

Книжный отзыв от главного библиотекаря Государственной библиотеки Югры Марии Мадьяровой.

Приятного чтения!

В клубе «Литературные встречи» мы продолжаем следить за лауреатами литературных премий года. В короткий список «Большой книги – 2022» вошел документальный роман Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве».

Сергей Беляков – российский литературный критик, кандидат исторических наук. Довольно молодой человек, автор нескольких произведений об исторических личностях. Получил премию «Большая книга – 2013» за книгу «Гумилев сын Гумилева. Биография Льва Гумилева». Такова краткая информация для тех, кто еще не знаком с этим интересным автором. Любопытно, как произошла трансформация историка в литературного критика? Но сейчас не об этом.

Возвращаемся к «Парижским мальчикам…». Их двое: Георгий Эфрон (сын Марины Цветаевой) и Дмитрий Сеземан (сын философа Василия Сеземана, будущий известный переводчик). Мальчики не похожи друг на друга, но в их жизни есть немало общего... Оба родились за пределами России, попали в СССР в конце 1930-х годов, будут вместе гулять по предвоенной сталинской Москве и вспоминать оставленный ими Париж.

Мур (домашнее имя Георгия, и известно оно нам больше, чем его полное имя) и Митя станут друзьями. История полна живых деталей (это заслуга автора), основана на дневниках, письмах, воспоминаниях и других исторических документах. К слову сказать, Сергей Беляков интерпретирует дневники Георгия, которые вышли в издательстве «Вагриус» в 2007 году в двух томах. Это придает повествованию достоверность. Писатель в своих комментариях тех или иных событий очень подробно, детально рассказывает о предвоенной Москве, страницы эти доставили мне особое удовольствие.

В книге описаны бытовые подробности из жизни матери и сына в яркой и праздничной столице, их неустроенность, зачастую безденежье (жили на гонорары Марины Ивановны, но заработок был непостоянный). Кстати, про безденежье: понятно, что Георгий был неприспособлен к жизни, так же как и его мать, и все-таки удивляют (до некоторой степени) его жизненные потребности. Это был очень начитанный молодой человек, который пользовался библиотекой иностранной литературы (читал на иностранных языках, особенно на французском), ходил в театры, увлекался классической музыкой, любил джаз, гулять в московских парках, обедал (и не только!) в ресторанах, много времени проводил в обществе своего друга Мити и даже страдал от невозможности видеться. Георгий предпочитал хорошо одеваться; все, кто его окружал, видели в нем иностранца, «парижского мальчика». И все это требовало денег.

Сталинская Москва восхищала Георгия, ему нравилось все. Он очень хотел стать советским человеком и, как ему казалось, прилагал для этого немало усилий (в школе даже брал на себя социалистические обязательства). Но со временем это прошло.

Был у него и очень серьезный повод для огорчения: арест отца, Сергея Эфрона, и сестры Али. Георгий был твердо убежден, что это недоразумение и что скоро их отпустят. Но в какой-то момент наступило прозрение: «Их не отпустят, их всех расстреляют». Потому образ жизни молодых людей сейчас кажется немного странным: утром они шли в приемную НКВД с передачей для арестованных родных, а вечером могли сидеть в ресторане «Националь» или слушать Святослава Рихтера в Зале Чайковского.

Испытать им пришлось многое: аресты и гибель близких, эвакуацию, голод, Великую Отечественную войну, которую один из «парижских мальчиков» не переживет...

Сергей Беляков обошел молчанием уход Марины Ивановны из жизни и реакцию на эту трагедию Георгия. Вот тут как раз и возникает желание посмотреть сами дневники Мура. Несмотря на то, что автор не приводит в книге выдержки из них, я все-таки процитирую (запись от 31 августа – 5 сентября 1941 года): «За эти 5 дней произошли события, потрясшие и перевернувшие всю мою жизнь». Довольно сдержанная реакция, но удивляться не приходится, учитывая взаимоотношения сына с матерью. И только в начале 1942 года он напишет о своем одиночестве сестре: «Пока что я исключительно активно и интенсивно общаюсь… с самим собой. <…> Я никогда еще не был так одинок. Отсутствие М. И. ощущается крайне. Я вынужден, будучи слишком рано выброшенным в открытое море жизни, заботиться о себе наподобие матери: направлять, остерегать, обучать, советовать… Это тяжело и скучно».

Мне показалось оправданным, что Сергей Беляков не дает оценок характеру и поведению Георгия, не осуждает его (хотя, на мой взгляд, поводов для этого больше чем достаточно). Писатель просто отмечает его строптивость, ироничность, независимость, оптимизм и фатализм (оказалось, что это сочетается!), эгоизм наконец, который Сергей Беляков, приводя запись из дневника, называет принципиальным: «Я решил теперь твердо встать на позиции эгоизма».

На мой взгляд, автору стоило бы опустить некоторые подробности влечения Мура к женщинам, хотя тот очень часто писал об этом в своем дневнике. И не нужно было так много времени уделять его стремлению выглядеть элегантно, расписывать подробно его манеру одеваться, его меню. А вот подробности о том, какие книги он читал – это, наоборот, понравилось.

В общем, интересное, увлекательное чтение. Тот случай, когда оценивать повествование можно вне зависимости от эмоций, которые вызывает главный герой, – у меня они противоречивые.

В связи с этим припоминается один случай: читательница (преподаватель русского языка и литературы) возвращает рекомендованную мной книгу и возмущается: «Как могла понравиться книга, где герои не работают и не учатся!» В свое оправдание в очередной раз говорю, что оцениваю произведение не по поступкам героев, а по тому, как оно написано.

Надеюсь, книга «Парижские мальчики в сталинской Москве» будет интересна любителям жанра нон-фикшн и почитателям творчества Марины Цветаевой (хотя, справедливости ради, стоит сказать, что ей-то как раз в тексте отведено совсем немного места, но, отмечая 130-летие со дня ее рождения, будет нелишним прочитать этот документальный роман).

Книга занимает пока шестое место по итогам читательского голосования на присуждение премии «Большая книга – 2022». Посмотрим, что скажут эксперты.

Читайте хорошие книги и будьте счастливы!