16 яростных читателей на связи: Рецензия на повесть Ювана Шесталова «Сначала была сказка»
Друзья!
Продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня Дарина Васильева рассказывает о повести Ювана Шесталова «Сначала была сказка». Приятного чтения!
Детские книги классиков национальной литературы в старых изданиях кажутся мне незаслуженно забытыми. Читатели не замечают их на полках, отдают предпочтение ярким обложкам.
Так было и со мной. Раз за разом я игнорировала потускневшие книги. Но однажды заметила, что их издавала «Детская литература». Для меня это гарант качества – значит, внутри что-то стоящее. И я не прогадала.
А привлекли меня полки с произведениями Ювана Шесталова. Первый профессиональный мансийский писатель оставил после себя множество работ. Воспринимают его скорее как автора глубоких философских произведений, требующих тщательного подхода и предварительной подготовки.
Но Шесталова не надо бояться.
Во-первых, среди его учителей была Матра Вахрушева – человек, тонко подмечающий явления окружающего мира, филолог, педагог. Она писала коротко и понятно, но в то же время увлекательно. Свидетельство этому – ее автобиографическая повесть «На берегах Малой Юконды», которую я прочитала за один подход.
Во-вторых, у мансийского писателя на удивление много детских книг. Это и «Дивное чудо», и «Ночь на снегу», и «Песня природы», и «По воде шуба плывет», и «Сказки дедушки».
А взяла я книгу «Сначала была сказка». Почему именно ее? Потому что «Все мои беды начались с осени».
Эта фраза есть уже в самом начале, и она еще встретится на страницах повести. Хочется разобраться, что за несчастье приключилось и как так вышло.
Главный герой повествования – маленький мальчик, который рассказывает о своей жизни. Его не взяли в школу, как остальных детей, а отправили к бабушке и дедушке в деревеньку Квайка-я. Еще не пошли учиться двоюродный брат и соседка. Ребятам некогда скучать: они гуляют, играют, греются в избушке, наблюдают за старшими.
Вместе с мальчиком мы проживаем целый год. Основной сюжет заканчивается осенью, и жизнь героя совершенно меняется.
В книге вы не увидите динамичного повествования. История развивается плавно и медленно, текст изобилует описаниями природы, быта. Северный человек с детства видит окружающий мир во всех его проявлениях.
«Кедры рядом с избушкой стоят. Высокие, как богатыри. Сердятся, когда подует ветер. Шумят. Укрывают дедушкину избушку от холодного северного ветра. А от солнца не закрывают».
«Земля глядит разноцветными глазами созревшей морошки, голубики, брусники. Косогоры цветут разноцветьем сыроежек, волнушек, подберезовиков, маслят».
Эти образы завораживают. Увидеть мир глазами мальчика, который находится в нетронутом цивилизацией месте, чудесно. Да, для читателя это чем-то похоже на сказку: темная ночь, разноцветные огни северного сияния, хрустящий снег, лай собаки, жар очага в избушке.
Герой с интересом наблюдает за занятиями дедушки и бабушки. Из его рассуждений мы узнаем о быте мужчин и женщин. Дедушка вырезает тамгу – орнамент с историей – на рукояти ножа. Бабушка наливает чай и садится шить тучан – меховой мешочек. У нее косы звенят: в них кольца, монеты, медные побрякушки.
Дети садятся у огня. По обыкновению, играют в загадки. Их в сюжете много, на разные темы. Это характерный жанр национального фольклора, через образное мышление дети познают мир. Я не очень хороша в их разгадывании, потому что представляю себе жизнь северного человека весьма условно. Но каждый раз удивляюсь сравнениям:
«В дремучем лесу
Котел кипит.
Огонь не горит,
А котел кипит.
– Это муравейник
Муравьями кишит…»
В сюжете встречаются и присказки, и наставления старших:
«Если нет у тебя отца и матери,
Знания будут защищать, словно мать,
Будут учить добру, подобно отцу».
Благодаря таким вставкам мы можем понять, что важно для манси. Через простые истины нам доносят философию жизни, как учат детей.
Наш герой уже в раннем возрасте знакомится со взрослыми занятиями, например ходит с мамой на охоту – наблюдает за тем, как правильно поймать и освежевать белку, как в ловушки попадают глухари. Потом взрослые зовут его на рыбалку: ловить неводом сосьвинскую селедку.
Мальчик набирается знаний, растет. И через его ви́дение мы узнаем много нового о жизни коренных народов. Причем я не могу сказать, что оно глупое и наивное. Герой – будто маленький взрослый: рассудительный, смышленый, быстро учится, слушает старших и перенимает опыт.
Чтение повести «Сначала была сказка» занимает немного времени, но оставляет приятное впечатление. Книга хороша для осени и зимы: она уютная и согревающая, несмотря на реалистичность. История учит бережному отношению к природе, окружающим людям, себе.
Так что здесь есть к чему прислушаться. А учиться никогда не поздно!
Надеюсь, эту и другие детские книги Ювана Шесталова когда-нибудь переиздадут. Но и в старом оформлении они хороши: внутри скрываются яркие рисунки.
А пока вы можете взять книгу «Сначала была сказка» в отделе краеведческой литературы и библиографии (3-й этаж).
Для любознательных взрослых рекомендую дополнительно прочитать статьи Светланы Динисламовой «Роль сказки в повести „Сначала была сказка‟ Ю. Шесталова» и «Тема детства в повести „Сначала была сказка‟ Ю. Шесталова».