16 яростных читателей на связи: рецензия на роман Май Шеваль и Пера Валё «Полиция, полиция, картофельное пюре!»
Друзья!
Мы продолжаем рассказывать о прочитанном! Сегодня сотрудница отдела хранения основного фонда Валерия Молоткова рассказывает о романе Май Шеваль и Пера Валё «Полиция, полиция, картофельное пюре!».
Приятного чтения!
Шведских авторов Шеваль и Валё сегодня называют родоначальниками скандинавского детектива. Супруги прославились своей криминальной декалогией о комиссаре Мартине Беке. Роман «Полиция, полиция, картофельное пюре!» стал шестым по счету произведением, посвященным этому герою. Не устояв перед любопытным названием, я решила познакомиться с книгой.
Сюжет завязан вокруг неожиданного убийства высокопоставленного бизнесмена во время ужина. Действие происходит жарким летом в Мальмё. Шеваль и Валё очень трепетно отнеслись к деталям: все подробности, включая точное время событий и мимику персонажей, описаны с документальной точностью. В книге много сносок: указаны реальные местоположения и функции зданий, где побывали герои, подчеркнуты нюансы, которые могут быть незнакомы читателям. Живыми и яркими представлены диалоги, показывающие всю подноготную полицейской работы.
Опытный комиссар полиции Мартин Бек вместе с комиссаром Пером Монссоном расследуют запутанное дело и пытаются найти убийцу по горячим следам. Главная проблема здесь, как оказалось, не в сложности поиска, а в непроходимой лени и глупости остальных представителей полицейского сообщества. Кажется, что Бек и Монссон, словно два холма, возвышаются над своими помощниками, которые то и дело мельтешат под ногами и пристают с нелепыми вопросами. К примеру, двое, направленные на задержание предполагаемого убийцы, благополучно плюют на это дело и идут есть сосиски с картофельным пюре. На возмущенные вопросы Монссона им пришлось ответить, что они задерживали мальчика, который «оскорбил» их выкриком «Полиция, полиция, картофельное пюре!» во время трапезы. Тем самым можно сказать, что заглавие книги указывает на одну из вечных проблем человечества – преобладание личных потребностей над потребностями общества.
В романе поднято еще немало тем, затрагивающих остросоциальную проблематику. Недаром серия о Мартине Беке считается одним из лучших примеров социологического детектива. Кроме сказанного выше, в этой небольшой по объему книге подняты темы классового неравенства, меркантильности, отсутствия человечности. Присутствует даже тема адюльтера. В общем, авторам удалось полностью вывернуть наизнанку сущность шведского быта 70-х годов прошлого века.
Среди всех романов серии именно этот имеет экранизацию. В 1979 году на Рижской киностудии вышел фильм «Незаконченный ужин». Примечательно, что музыку к нему написал сам Раймонд Паулс. Детективно-комедийная картина временами напоминает «Шоу Бенни Хилла» – до того смешными выглядят актеры в сочетании с веселым музыкальным сопровождением! Но под конец ее жанр внезапно меняется на драматический, что соответствует сюжету первоисточника. Просмотр «Незаконченного ужина» вместе с чтением книги помогает лучше понять смысл написанного и мотивирует на дальнейшее знакомство с романами о Мартине Беке.
Возможно, любители классического детектива не до конца оценят эту серию за отсутствие закрученного сюжета и яркой интриги, но в том и смысл социологического поджанра – показать изнанку мира, не прикрываясь художественностью.