16 яростных читателей на связи: рецензия на книгу Ирины Даниловой «Одуванечка, или Чудо ботаники»
#16ЯРОСТНЫХЧИТАТЕЛЕЙ на связи!
Продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня югорский поэт, прозаик и библиотекарь II категории отдела краеведческой литературы и библиографии Елена Аушева делится впечатлениями о книге Ирины Даниловой «Одуванечка, или Чудо ботаники».
Приятного чтения!
Книги Ирины Даниловой, детской писательницы из Санкт-Петербурга, хорошо читать всей семьей. Ее произведения, с одной стороны, не похожи одно на другое, а с другой – неизменно возвращают нас в удивительно знакомый мир детства, сколько бы лет ни было читателям.
Это именно мир, огромный и непостижимый, существующий по своим особым законам. В Детстве, созданном Ириной, живут вроде бы обычные девчонки и мальчишки, однако папы и мамы, бабушки и дедушки здесь чувствуют себя легко и свободно. Как автору удается делать детство вневременным, напоминающим взрослым об их юных годах, а детям – подтверждающим, что действие происходит здесь и сейчас? Использование слова «неуд», употребляемого несколько десятилетий назад тогдашними школьниками, или появление в рассказе планшетов, смартфонов, которыми пользуются современные дети, ничего нам не объяснит. Так в чем же разгадка?
Героя рассказа «Одуванечка, или Чудо ботаники» зовут Ваней Мичуриным. Ирина неспроста использует прием говорящих фамилий – автор в этот раз решился поставить необычный эксперимент. Вернее, даже два: биологический и педагогический. Чтобы мы, читатели, об этом не догадались, достоверную, временами немного волшебную и даже слегка детективную историю нам рассказывают одноклассники Ванечки. Мы оказываемся в пятом классе и с интересом следим: удастся ли двоечнику Ване прорастить из листочка будущий цветок? Скрупулезного читателя может смутить время, которое учительница отвела для выполнения задания по биологии, ведь многие растения не пересаживают зимой! Но, думаю, автор делает это специально. Во-первых, мир детства вневременной, об этом мы уже говорили, а во-вторых, дети с восторгом подхватывают любое начинание, связанное с творческой деятельностью. Ведь собственноручно вырастить цветок из листочка – в этом есть самое настоящее волшебство, чудо ботаники. Поэтому юные селекционеры справляются с непростым заданием и приносят в школу ростки многочисленных декабристов, фиалок и орхидей, которые затем цветут в импровизированном «зимнем саду» – кабинете, где занимается пятый класс.
Но как быть, если Ваня Мичурин не желает ничего делать, а задание Светланы Викторовны привлекает его только возможностью получить пятерку в полугодии? Такой герой должен, казалось бы, вызывать отрицательные эмоции – возмущение, негодование, неприятие. Но почему-то даже к этому неисправимому двоечнику относишься с симпатией и теплом. И в этом заслуга автора, создавшего такой микроклимат в классе, что, несмотря на неблаговидные поступки Вани, одноклассники все равно добры к нему. И даже предполагают, какой он вырастит «именной» цветок – «мичурию», «мичурею» или «мичуриста». Доброта – вот, пожалуй, главное качество героев рассказа Ирины Даниловой. Светлана Викторовна, расстроившись, не винит детей в лени или неподготовленности, а лишь капает себе корвалол, когда проверяет очередную контрольную. Мудрый директор Владимир Николаевич предлагает пятикласснику, уличенному в подлоге, всего лишь написать, как удалось вырастить одуванчик из фикуса посреди зимы, объяснить, как Ваня стал таким талантливым селекционером. В этом тоже проявляется литературный талант Ирины. Она создает живых персонажей, не читающих нотации и не воспитывающих своих подопечных.
Тонкий юмор – еще одна отличительная черта творчества Ирины Даниловой. В произведении много шуток, смешных ситуаций и разоблачений. Вспомним хотя бы историю с лопатой, которая пропадала где-то неделю, а потом нашлась, вся в земле: «Получается, лопата одумалась и в школу вернулась помыться, но ее в раковину нечаянно засосало и по канализации на первый этаж смыло. А там она сама до кладовки под лестницей допрыгала по знакомому маршруту».
Итак, биологический эксперимент удался. А как же быть с педагогическим? Ему я могу подобрать такое название: «Любовь не знает условностей, или Ванечка, я в тебя верю!» По мнению классной руководительницы, все дети хорошие, даже отпетые хулиганы. Это главная заповедь Светланы Викторовны, которая лучше лишний раз накапает себе корвалол, чем позволит усомниться в честности, трудолюбии и способностях любого ребенка, даже такого, который учебному процессу предпочитает компьютерные игры. Не зря классная руководительница – преподаватель биологии. Как она просит установить в кабинете дополнительные лампы, чтобы создать нужное освещение для растений, так и не скупится на душевное тепло, чтобы дать возможность прорасти лучшим качествам каждого своего ученика. Поэтому и Ваня Мичурин, вырастив к концу учебного года цветы, выкладывает из них на столе учителя: «Простите». На «меня» горшочков с цветами уже не хватило, но что значат слова, когда совершены поступки!
Все происходящее в рассказе Ирины Даниловой в какой-то степени игра. И мы принимаем ее правила, и мы верим вслед за учительницей, что из любого побега в любое время года вырастет красивый цветок, а из ребенка – хороший человек. Главное, чтобы им всем хватило света, добра и любви.
Их сполна получат дети и взрослые, читающие произведения Ирины Даниловой. Я в это верю!
Книги автора можно взять почитать в отделе по работе с детьми и юношеством, 2-й этаж.