16 яростных читателей на связи: Рецензия на повесть Чингиза Айтматова «Материнское поле»

26.08.2024

Друзья!

Продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня Гузэль Нигматуллина делится впечатлениями о повести Чингиза Айтматова «Материнское поле».
Приятного чтения! 

Отшумело лето. Осеннее поле встречает уставшую женщину тишиной, слушает ее историю. Историю матери, потерявшую всех своих сыновей и мужа.

Что при этом она чувствует? Чем ответит ей поле?

Эту повесть можно прочесть за вечер, но послевкусие – долгое молчание и горечь, сострадание и печаль. Книги Айтматова оставляют сильное впечатление.

«Материнское поле» будто специально написано так, чтобы передать образ мысли и характер рассказчицы – Толгонай, деревенской женщины, всю жизнь проработавшей в поле, как и все ее земляки – работящие люди, имевшие простое человеческое счастье. Толгонай полюбила Суванкула. Они поженились и много работали, вырастили троих сыновей. В доме появилась первая невестка – красавица Алиман, добрая и жизнерадостная, смешливая и любящая цветы, помощница и труженица. Как свою дочь Толгонай ее полюбила.

Автор очень образно передает жизнь и быт этой семьи и деревни в целом. Но, даже читая историю Толгонай о счастливом браке, понимаешь, что ни одного сына она в живых не увидит. Всех унесет Великая Отечественная война. Повесть раскрывает ее события глазами и сердцем женщины, матери, труженицы.

«Материнское поле», с одной стороны, очень простое произведение, читается быстро, а с другой – сложное: в осмыслении той боли, которую перенесла героиня и все те, кто потерял детей, мужей, отцов и братьев на войне. Война затронула всех. Зашла в каждый дом и унесла жизни мужчин, навсегда изменив судьбу женщин, оставшихся в тылу и работавших за них.

Не знаешь, кому пришлось хуже – Толгонай, потерявшей сыновей и любимого, но успевшей пожить в счастливом браке, увидеть и вырастить своих детей, или молодой и страстно любящей своего избранника Алиман, так и не познавшей радость семейного счастья: война забрала ее Касыма слишком быстро, их недостроенный дом так и остался стоять холодным и пустым.

Можно ли сравнить уровень несчастья? Кому пришлось больнее? Как сказать любимой невестке, чтобы она оставила свое горе и боль и спустя время пыталась обрести новое счастье? Ей, Толгонай, семью уже не вернешь, но Алиман? Молодая вдова имеет право на счастье?

Диалог с полем окрашен главным вопросом: как сказать внуку правду? Сама Алиман так и не познает материнства… А Толгонай, уже постаревшая и пережившая всех, одна поднимает мальчика, который, с одной стороны, и внуком-то ее не является, но по сути – единственный родной человек…

Есть в повести фраза, которая имеет много смысла, породила во мне разные чувства и мысли: «Нет материнской судьбы без народной судьбы». Книга написана о временах Великой Отечественной войны, но эта фраза для меня отражает современность. Ничего не изменилось в материнских судьбах. Ни 100 лет, ни 50 лет назад – никогда. И очень громка, пронзительна правда, что материнская судьба без народной немыслима. Эту связь можно только принять.

Размышление, искренний разговор одной простой женщины с землей, распаханным осенним полем, заставляет задуматься о многих важных вещах, сочувствовать и понять ту боль, что пришлось пережить матерям.

Продолжу знакомиться с другими произведениями Чингиза Айтматова. Так случилось, что с творчеством писателя я оказалась малознакома. Теперь поняла: было не время. Прочесть «Материнское поле» и прочувствовать смысл произведения, будучи мамой троих детей, или прочесть эту повесть, скажем, в школьные годы – однозначно разный уровень восприятия.

 

Цитаты:

«Если земля и вода будут поделены всем поровну, если и у нас будет свое поле, если и мы будем пахать, сеять, свой хлеб молотить – это и будет нашим счастьем. А большего счастья человеку и не надо, Толгон. Счастье хлебороба в том, что он посеет да пожнет».

«…Настоящее, неподдельное счастье, как я понимаю, это не случай, оно не обрушивается вдруг на голову, будто ливень в летний день, а приходит к человеку исподволь, смотря как он к жизни относится, к людям вокруг себя; по крупице, по частице собирается, одно другое дополняет, получается то, что мы называем счастьем».

«…Материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корней. Нет материнской судьбы без народной судьбы».

«Народ – море, в нем есть глубины и мели».

«– Скажи, земля родная, когда, в какие времена так страдала, так мучилась мать, чтобы только один раз, только мельком увидеть своего сына?

– Не знаю, Толгонай. Такой войны, как в твое время, мир не знал.

– Так пусть я буду последней матерью, которая так ждала сына. Не приведи бог никому обнимать железные рельсы и биться головой о шпалы».

«На свете остаются жить только добрые дела, все остальное исчезает. <…> Ведь добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится».