Центр непрерывного образования
Сложность профессиональных задач, поставленных перед общедоступными библиотеками (предоставление электронных услуг через ЕПГУ, формирование общенациональных сводных электронных ресурсов и т.д.), требует высокого уровня профессиональной квалификации. В то же время отсутствие структур формального профессионального образования в системе образования региона поставило задачу формирования системы непрерывного образования непосредственно в общедоступных библиотеках. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре функции методической помощи муниципальным библиотекам оказывают 30 центральных муниципальных библиотек и Государственная библиотека Югры.
Система непрерывного образования, даже не имея формальных признаков, функционировала в библиотечной отрасли региона на протяжении последних 20-ти лет. В 2016 году Государственной библиотекой Югры приняты меры по ее организационному оформлению: создан сектор в научно-методическом отделе, утверждено Положение, на основании мониторинга сформированы планы на 2016–2017 гг., проведена оценка деятельности Центра непрерывного образования за 2-е полугодие 2016 года.
- характерные черты системы непрерывного образования:трансляция приоритетов региональной библиотечной политики (направлена, в первую очередь, на те направления развития, на которые предоставляются региональные субсидии муниципальным образованиям, – сельские модельные библиотеки, модернизированные детские библиотеки, ЦОДы);
- поддержка региональных сводных электронных ресурсов;
- учет приоритетов государственной культурной политики (особые категории пользователей – инвалиды, дети);
- установка приоритетов дистанционных форм обучения;
- многоуровневый характер: региональный, муниципальный, проблемно-ориентированный (информационно-ресурсный центр по менеджменту качества для учреждений культуры в ЦБС г. Сургута);
- обеспечение научно-методическое руководство процесса в Центре непрерывного образования;
- взаимодействие с постоянными партнерами (договоры с ГПНТБ СО РАН, ЧГАКИ и т. д.).
Перспективы развития системы непрерывного образования в регулировании муниципального уровня. Проведенный мониторинг выполнения центральными библиотеками функций, установленных нормативно-правовыми актами РФ и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (исх. Депкультуры Югры № 09-исх-3338 от 04.08.2016 г.), показал, что центральные библиотеки муниципальных образований, являясь важными звеньями системы, несистемно выполняют функции центров непрерывного профессионального образования.