16 яростных читателей на связи: рецензия на роман Кан Бён Юна «Я – Виктор Цой»

6.03.2023

Друзья!

Мы продолжаем рассказывать о прочитанном!

Сегодня Валерия Молоткова рассказывает о романе Кан Бён Юна «Я – Виктор Цой»

Приятного чтения!

_________________________________

Я люблю музыку. Я люблю книги о музыке – их у меня целая коллекция. А еще недавно стала интересоваться восточной литературой. И вот в моей домашней библиотеке появилась книга, объединяющая в себе эти увлечения. Это роман южнокорейского писателя Кан Бён Юна «Я – Виктор Цой». Уже прочитав заглавие книги, я не смогла пройти мимо. Книга понравилась необычностью сюжета и смешением форм повествования (реализм с фантастикой). Впервые опубликованный в 2013 году под названием «Алюминиевые огурцы», роман стал доступен для российского читателя только через пять лет после этого. Книга рассказывает о непростых и даже грустных вещах, но после прочтения на душе становится светло и тепло, как от летнего солнца.

Изюминкой романа является повествование от нескольких лиц. Автор попытался воспроизвести последние дни жизни Виктора Цоя, предположив, о чем мог думать музыкант в тот или иной момент. Отдельные главы ведутся от лица поклонников Цоя и родственников главного героя книги, но, как правило, монолог звучит голосом основного персонажа. Начинается все со знакомства с главным героем – корейским тезкой Виктора Цоя. Мальчика зовут Чхве (корейская форма фамилии Цой) Сынчжа (в переводе значит «победитель», как и имя Виктор). Сынчжа с рождения болен аутизмом и почти не говорит. О том, как непросто живется таким особенным людям в жестоком современном мире, рассказывается на протяжении всей книги. В детстве герой сталкивается с побоями со стороны одноклассников, сам при этом считая себя неудачником. Его не понимают и не хотят понять родители, успокоение он находит только в разговорах с лучшим другом и в прослушивании музыки. Все, что Сынчжа может сделать в ответ своим обидчикам – это терпеть, ведь так ему якобы положено. Тут нужно отдать дань автору – он попытался проникнуть в мысли особенных людей, не побоялся поднять такую актуальную, но сложную тему.

Придает сил Сынчже музыка и пение. Только начиная петь, он чувствует себя нужным и «таким же, как все». Все хорошее в жизни героя случается после того, как школьные хулиганы приказывают ему петь только русские песни, ведь исполнять песни на корейском он, по их мнению, недостоин. И герой выбирает для себя песни группы «Кино». Пение мальчиком этих песен настолько живо описано, что не возникает сомнения – вот он, новый Цой. Надо отметить, что Кан Бён Юн сделал все, чтобы заставить читателя поверить в реинкарнацию музыканта. И в этом есть логика. У Виктора Цоя были корейские корни, а основная религия корейцев – это буддизм, составляющей которого является реинкарнация. Кроме того, Сынчжа родился 15 августа 1990 года – в день смерти Виктора Цоя. Мальчику нравится многое, что при жизни нравилось самому Цою (к примеру, песни группы «Black Sabbath» или море). Объединяют их и сквозные образы, повторяющиеся несколько раз. Так в первом же абзаце книги Сынчжа «садит» в землю слепленный из алюминиевой бумаги комок и называет его алюминиевым огурцом. Зачем он это сделал, не понимает никто из его окружения, но к концу романа смысл метафоры становится ясен.

Каждая глава романа «поет» по-своему, ведь все они названы в честь одной из песен группы «Кино». Только эти песни интерпретированы с точки зрения особенного ребенка. Каждый абзац изобилует звучными образами, и мы буквально «слышим» все повествование. И то, как звучно капает дождь, и то, с каким скрежетом машина Виктора Цоя врезается в несущийся навстречу автобус. А привлекательность людей главный герой измеряет исключительно в красоте ушей.

Одной из важных тем, затрагиваемых автором, являются взаимоотношения между родителями и детьми. Родители главного героя будто устали понимать его и уже не делают никаких попыток для этого. Особенные дети, несмотря ни на что – тоже дети, а внимания они требуют даже больше обычных. Но, вчитываясь в главы от лица отца Сынчжи, понимаешь, что все, что он может дать ему – это любовь. Он не может понять, о чем мечтает его сын, зачем он сажает алюминиевый огурец, и даже не придает значения следам побоев на его теле, думая, что это вина мальчика. Но он все равно любит его и надеется, что Сынчжа сам достигнет всего, чего хочет. В этом, по моему мнению, основная трагедия романа.

Кому-то может показаться неправильным решение автора переселить душу великого музыканта в тело мальчика-аутиста, но в этом я вижу еще одну важную мысль, которую постарался донести автор. Ведь каждый человек, несмотря на свое здоровье, положение и способности, велик. И в силах каждого из нас стать великим и исполнить свое предназначение. Надо только найти свое дело и не бояться начать им жить. Возвращаясь к образу алюминиевого огурца, закопанного главным (и не только) героем, можно сказать, что он олицетворяет мечту. У каждого из нас она есть, и посадив что-то, мы вправе представить, что вырастет в итоге. Так давайте все посадим алюминиевые огурцы, чтобы затем всем миром восхищаться плодами своих мечт.