Нина Пляцек

Руководитель проекта Комикс-центр "Бумажная сова".

К пяти годам одолела "Властелина колец", в шесть - принялась за "Всадника без головы", но бабушка вовремя спохватилась и заменила его "Колобком".

Однажды из профессионального интереса прочитала все вышедшие детективы Донцовой подряд.

Любитель девизов "Я умный, я даже не возьмусь" и "Ляг и лежи по направлению к мечте".

Предпочтения: то, что вызывает катарсис. Чаще всего это Дэниел Киз и Джек Кирби.

КРЕЙГ ТОМПСОН «ОДЕЯЛА»

     «Это должен был быть обзор пяти комиксов о взрослении. Потом список сократился до четырех. А еще чуть позже оказалось: для трех оставшихся места в статье просто не остается.

     «В 2004 году роман Крейга Томпсона «Одеяла» получил награды всех престижных американских премий в области комиксов: он стал дважды победителем премий Айснера (The Will Eisner Comic Industry Awards) и Игнаца (The Ignatz Awards), трижды – премии Харви (Harvey Award)».

     Но книгу стоит рекомендовать не по этой причине, а по другой: роман написан (и изображен) с обескураживающей прямотой. Здесь все моменты – и бытовые, и неловкие, и драматические – показаны так искренне и просто, что не возникает мысли о художественном преувеличении.

     «Одеяла» – это и автобиографический роман о взрослении, и история первой любви, и социальный роман, и классический рассказ о кризисе веры мальчика, выросшего в строгой протестантской семье.

     «Почему-то травля в ЦЕРКОВНОМ ЛАГЕРЕ переносилась гораздо хуже, чем в школе. В «светской школе» я чувствовал себя жертвой МИРСКОЙ ЖЕСТОКОСТИ. И подозревал, что когда-нибудь Господь воздаст мне за каждодневные лишения. Но церковный лагерь был СВЯТОЙ ЗЕМЛЁЙ…»

     Настоящее переплетается с детскими воспоминаниями героя, которые порой смешат, а порой – слегка шокируют обыденной простотой, с которой преподносятся.

     Центральное место в «Одеялах» занимает история первой любви шестнадцатилетнего юноши, только осознавшего себя повзрослевшим. Но его чувства к девушке Рейне разбиваются о первые «взрослые» испытания: расстояние, внутреннее одиночество, развод родителей Рейны, который вынуждает ее оканчивать школу, одновременно заботясь о старшей сестре с умственной отсталостью… Действие романа происходит в пронзительной атмосфере смешения религиозности и чувственности, неловкости, отстраненности и близости.

     И тоненькой-тоненькой ниточкой история прошита темой насилия над детьми.

     «Одеяла» – одно из самых убедительных произведений на моей памяти. Оно настолько убедительно, что вызывает ответную искренность. Когда во время автограф-сессии Томпсон рисовал на титуле моего экземпляра и пробовал разбавить молчание замечаниями о московской погоде, я вежливо уклонялась от беседы, ссылаясь на плохой английский. Очень удобная отговорка, конечно. Ведь дело было не в том, что меня беспокоило мое «фермерское» произношение, и не в том, что было не о чем поговорить. Скорее, наоборот.

     После чтения романа возникло настойчивое желание спрашивать, говорить о таких вещах, которыми с незнакомым, по сути, человеком делиться не принято. Приходилось сдерживаться. К сожалению, мы с Томпсоном даже не были представлены друг другу».

     Читайте и будьте счастливы!

ЭРЖЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИНТИНА»

     В Европе существуют два «центра комиксоиздания» – Франция и Бельгия. Здесь находятся крупнейшие издательства и выпускаются самые знаменитые серии. Сюда съезжаются европейские (и даже латиноамериканские) художники. Здесь графический роман становится бестселлером, а художник, опубликовавший его, купается в лучах славы и отправляется в турне.

     Основателем BD (Bande Dessinée, «рисованная лента», – так графические истории называют по-французски) считают франкоязычного швейцарца Родольфа Тепфера, жившего в XIX веке (кстати, его произведения высоко ценил Гёте). Но время действительного расцвета BD пришлось на 1920–1930-е годы. Это произошло под влиянием американского комикса, развившегося к тому времени в отдельный вид искусства (графики? или литературы? а может быть, и рекламы?).

     Вплоть до победы во Второй мировой войне авторы BD рисовали в основном либо детские, либо юмористические и сатирические истории. А одной из главных звезд довоенного BD стал бельгийский художник-самоучка Жорж Проспер Реми, публиковавшийся под кратким псевдонимом Эрже (Hergé). Псевдоним художник придумал, записав произношение своих инициалов Р. Ж. (Реми Жорж) – «эр-же».

     Его приключенческая серия про храброго репортера-путешественника Тинтина предвосхитила истории об Индиане Джонсе и стала одним из популярнейших европейских комиксов XX века, захватив сердца и детей, и взрослых.

     «Приключения Тинтина» были океаном географических открытий для целых поколений. Международные экспедиции, предпринятые молодым репортером в компании с верным псом Милу (в русской редакции – Снежком), открывали перед читателями диковинные страны, культуры, ландшафты и природные явления. Образные зарисовки Эрже – от песков Сахары до ледников Гималаев, от тропических лесов Амазонки до шотландского нагорья – переполнены деталями, раскрывающими мир, полный удивления, опасности и волнений. «Приключения Тинтина» – это захватывающее дух знакомство с планетой Земля.

     Но не только динамичный и насыщенный сюжет привлекает внимание читателей: техника «чистой линии» (линии одинаковой толщины, яркие цвета), используемая Эрже, стала одной из основных техник поп-арта.

Интересные факты

Первый альбом, «Тинтин в стране Советов» («Tintin au pays des Soviets»), был опубликован самостоятельным книжным изданием в 1930 году – но без одной страницы! Пропажа вернулась на место только в современных изданиях.

Всего за 46 лет творчества (с 1930 по 1976 год) Эрже создал 24 альбома о приключениях рыжего героя. Последний альбом, «Тинтин и Альфа-Арт» (1986), не был завершен.

С 1929 года по сегодняшний день продано более 250 миллионов экземпляров изданий о Тинтине. Они переведены более чем на 110 языков!

В 2011 году «Приключения Тинтина» были экранизированы Стивеном Спилбергом. Спилберг – единственный, кому удалось получить разрешение Эрже на съемку.

     На долгое время главным бельгийским BD-журналом стал основанный Эрже в 1946 году «Le Journal de Tintin». Названный в честь одного героя, журнал содержал и другие серии. Именно в нем впервые появились знаменитые «Смурфики», о которых пойдет речь в следующей статье.

Продолжение следует…».

Иллюстрация обложки комикса «Les Aventures de Tintin. Le trésor de Rackham le Rouge» («Приключения Тинтина. Сокровище Красного Ракхама»), 1964

Ответственный за информацию в разделе:
Жернова О.В., и.о. заведующей отделом​ внешних коммуникаций и социокультурной деятельности
тел. +7(3467) 33-33-21 (доб. 341)