
Дарина Васильева
Волонтёр с 10-летним стажем, работала даже на Олимпийских играх в Сочи. Поигрывает на гитаре, плетет фенечки, любит путешествовать и заводить знакомства в разных уголках мира. Филолог, учится писать интересные тексты. Рассказывает о книгах югорских авторов.
Активно знакомится с миром фантастики и фэнтези, но в отношении книг практически всеядна (виной этому профессиональный интерес).
Её девиз: “Лучше решиться, чем потом жалеть об упущенной возможности”.
Сегодня в эфире речь пойдет о первых книгах циклов фантастики и фэнтези. Летом хочется невероятных историй, приключений и вдохновляющего чтения. Предлагаю вашему вниманию произведения, открывающие дверь в целые вселенные. Легкие, с тонким и парадоксальным английским юмором сюжеты удерживают внимание читателя из истории в историю. Приглашаю вас в удивительный мир волшебства.
Открывает подборку повесть «Племянник чародея» из цикла «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Это шестая написанная часть из семи, однако, по хронологии сюжета она первая. Действие происходит в старинном лондонском доме в начале XX века. Дигори и его соседка Полли замечают подозрительное поведение дяди мальчика. Оказалось, что тот создал кольца для перемещения между мирами. Любопытство ребят взяло верх. Так они стали свидетелями появления нового мира, созданного львом Асланом – Нарнии. В этом месте царит гармония, а чудеса становятся реальностью.
Из этой книги вы узнаете, почему первым королём Нарнии стал кэбмен - водитель экипажа, как в этом мире появилось зло, и откуда взялся платяной шкаф, переносящий героев из нашего мира в Нарнию в последующих частях.
Небольшая по объёму книга передаёт атмосферу эпохи, уклад жизни в Англии, плавно переводя читателя из пасмурного Лондона в сказочный мир. Продолжение истории, «Лев, колдунья и платяной шкаф» было экранизировано в 2005 году и входит в сотню лучших романов по версии журнала Time. Сам цикл «Хроники Нарнии» продолжает быть популярным у литературоведов, критиков, взрослых и юных читателей. Знакомство с ним рекомендуется начинать с 12 лет.
Следующий роман - для аудитории постарше. Это «Цвет волшебства» Терри Пратчетта, открывающий цикл «Плоского мира», насчитывающий 41 книгу. Это произведение подойдёт и тем, кого затягивает история (в цикле можно пойти по разным сюжетным веткам), так и тем, кто с легкостью прощается с героями до следующего удобного случая.
Если бы вы советовали знакомому, куда отправиться в долгожданный отпуск, наверняка это было бы место, где можно расслабиться и отдохнуть. Двацветок, работник страховой компании благополучной Агатовой империи, решил побывать в Анк-Морпорке. Нажиться на доверчивом туристе замышляет волшебник Ринсвинд, ставший его гидом. Он известен тем, что не смог усвоить ни одного заклинания за четыре десятилетия кроме самого сильного, которым даже не может воспользоваться. Зато обладает широкими познаниями в лингвистике и практической географии — он может крикнуть «Помогите!» на четырнадцати языках и умолять о пощаде ещё на двенадцати.
Спутники попадают в по-настоящему опасные ситуации, очутившись даже на Краю Диска, стоящем на огромной черепахе А’Туине. Невероятные явления органично вплетаются в сюжетную канву – это и живой сундук из груши разумной, способный дать отпор противникам хозяина, и драконы, существующие лишь благодаря воображению, и фотоаппарат, снимки которого рисует маленький художник, живущий внутри.
«Цвет волшебства» - история о безумной отваге, крепкой нежданной дружбе и неудачах, в чудесной комбинации приводящих к успешному завершению проблем.
Наиболее известное произведение из представленной подборки, «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, знакомит нас с одноимённым циклом. Книга стала самой успешной в серии и подарила миру экранизацию, игры, несколько радиопостановок, День полотенца, который отмечают 25 мая, и множество цитат.
Что бы вы делали, если бы узнали, проснувшись с утра, что ваш дом сносят прямо сейчас для постройки дороги? Артур Дент, обыкновенный англичанин, вышел в халате и тапочках и лёг на пути бульдозера во имя своего спокойствия. Бывает ли ситуация плачевнее? Только в том случае, если космическое сообщество не предупредило человечество о сносе Земли для постройки гиперпространственной магистрали. К тому же оказывается, что лучший друг Артура Форд Префект - не безработный актёр, а пришелец с далёкой планеты, прибывший на Землю, чтобы написать о ней статью в Путеводителе для путешествующих автостопом по галактике. С помощью обычного полотенца и необычайного стечения обстоятельств друзья успевают в последние минуты существования Земли покинуть ее.
На этом потрясения Артура не заканчиваются – он встречает на корабле одноюродного полубрата Форда девушку, которая понравилась ему еще на Земле. И даже не может утопить горе в чае – об этом неотъемлемом атрибуте жизни любого англичанина во вселенной и не слышали. Так Артур невольно становится участником команды, путешествующей по галактике и становящейся случайными свидетелями глобальных происшествий. Одно из таких – поиск Главного вопроса жизни, вселенной и всего остального.
«Автостопом по Галактике» - динамичное, захватывающее произведение, полное иронии и забавных парадоксов. Порой настолько нелепых, что невозможно не рассмеяться.
Подобранные произведения подарят вам часы приятного времяпровождения и интересных литературных открытий. Читайте с удовольствием!»
Книги можно взять в отделе обслуживания, 1 этаж
Всегда ваша — Государственная библиотека Югры
Если бы меня попросили посоветовать книгу о любви, да чтоб еще югорского автора и небольшую, но оставляющую долгое послевкусие, я бы не раздумывая достала с полки «Реку-в-Январе» хантыйского писателя Еремея Айпина. Этот сборник – не привычные его тексты про историю и непростую жизнь хантов в XX веке. Это коллекция из 15 историй, которые вы будете перебирать, словно фотографии из далекого прошлого. Настроение сборника усиливают иллюстрации известного художника Геннадия Райшева, друга автора.
Книга по-своему необычна: перфекционисты не найдут здесь строгой последовательности, деления на темы. Только что вы были в дождливом мегаполисе, шагали по тротуару вместе с героем вслед за призрачными следами ушедшей любви – и вот вы уже в Норвегии, смотрите на невообразимую красоту природы и становитесь безмолвным свидетелем мук неразделенных чувств главного героя.
Думаете, сюжеты историй рассказывают об одном лишь горьком опыте? Вовсе нет.
«Осень заманила в укромный лесной закоулок. Она раздвинула поникшие травы. Она раздвинула поздние блеклые цветы. И аромат побитых первыми заморозками цветов, и аромат примятой травы».
Чувствуете сырой запах осеннего леса? Всего на двух страницах столько любви к природе и единению!
Но любовь в книге имеет и разрушительную силу. Уже в следующем рассказе герой, принимая неотвратимость судьбы, делает смертельный выбор вслед за влюбленной в него девушкой.
Болезненность, трудный выбор, мистическое стечение обстоятельств вы встретите не в одном рассказе. Загадочна и заглавная история. При виде названия «Река-в-Январе» ждешь рассказ о похожей неразделенной любви или чувствам вопреки, историю зимнюю и наверняка с тем же плавным развитием сюжета (все-таки река в названии наталкивает на такие предположения). На деле вы получите историю встречи двух северных людей на фоне знойного тропического побережья (Река-в-Январе – это дословный перевод на русский названия города Рио-де-Жанейро), появления и развития их чувств. Да, здесь тоже есть легкая грусть, присущая ностальгическим воспоминаниям, но в то же время рассказ вдохновляет на толику безрассудства, решительности и следованию принципу «будь что будет». Читая книгу, вы встретите немало подобных ситуаций, в которых герои проходят не только через мрачные испытания, но и наслаждаются самыми светлыми моментами жизни.
После прочтения сборника у меня остался горько-сладкий привкус ушедшего времени. Такие ощущения бывают от глубоко личных воспоминаний или после пробуждения от удивительно правдоподобного, но печального сна. Возникает вопрос: были ли эти сюжеты правдой? Или это плод воображения автора, причудливо перемешавшего правду и вымысел?
Такой эффект достигается благодаря полному погружению в сюжет. Нужно отложить дела и поток внутренней речи, чтобы расслабиться и просто плыть по течению мыслей героев. В наших реалиях сделать это крайне проблематично: внимание переключается на кучу дел и гаджеты. Но если все-таки удастся погрузиться в эту книгу, уверена, вам западет в душу пара историй. Меня больше всего тронули «Осень в твоем городе», «Река-в-Январе, или В Рио-де-Жанейро» и «В окопах, или Явление Екатерины Великой».
Смело берите этот сборник, если хотите настроиться на романтику меланхолии, по-доброму погрустить, найти цепляющую цитату или же просто убедиться в том, что Еремей Айпин – не только автор значимых исторических произведений, но и неисправимый романтик.»
Книги Еремея Айпина можно взять в отделе обслуживания, 1 этаж и в отделе краеведческой литературы и библиографии, 3 этаж
Читайте и будьте счастливы!
Всегда ваша — Государственная библиотека Югры
От реальности до необъяснимого – один шаг
Когда открываешь рассказ и читаешь о худощавом высоком человеке в плаще и шляпе, с большим чемоданом в руках, представляешь ничем не примечательного мужчину. Он прибыл на поезде в Сургут, и теперь наверняка поедет домой или отправится решать деловые вопросы. От такого сюжета, казалось бы, ждать нечего. Тем временем наш новый знакомый заворачивает за угол, ставит багаж, щелкает замками, открывает крышку, и чемодан внутри… светится. Включенный фонарик? Не тут-то было! Оттуда вылезают три подозрительных типа, одетых как обладатель чемодана, и четверка скрывается из виду. Ох и перевернут они жизнь сургутян с ног на голову! Этот зябкий ноябрьский день станет особенным для поэта Блокова, воришки Сверчкова и даже заставит усомниться в достоверности происходящего милиционеров Патрикова и Комова. Перестрелки, погони, интригующая завязка – неотъемлемые составляющие рассказов из сборника «Изнанка мира» сургутского писателя Дмитрия Сергеева.
Пусть дата издания книги (1999 год) не вводит вас в заблуждение: эти фантастические были продолжают цеплять. В суть историй втягиваешься постепенно. Не пугайтесь первых страниц описаний: автор лишь вводит читателя в курс дела. У героев обрывается связь с реальностью, и вчерашние наши знакомые знакомых, прохожие начинают бороться с необъяснимым. Одних забрасывает в компьютерную игру-вестерн, где происходит схватка со сверхразумом (как в первом рассказе «Жизнь внутри»), другие после рыбалки заходят обсохнуть в дом лесника и открывают таинственную дверь вопреки уверениям хозяина (рассказ «Ложная дверь»). Семь непохожих, на первый взгляд, историй напоминают сказки в своем первозданном виде – наполненные темной мистикой и столкновениями с необъяснимым и пугающим, развивающиеся по реалистичному сценарию. Да, спаситель не придет. Герои своими силами будут карабкаться на свет. А вот насколько успешно они справятся, вы узнаете из этих рассказов.
В дополнение к динамичным сюжетам вы получите понятный текст с объяснениями некоторых вещей или явлений (не могла не сказаться профессиональная область Дмитрия Сергеева – история и журналистика), простых героев (например, художник Евгений, переживший утрату, или программист Сергей, любящий сложные квесты) и путешествие по иным мирам (впрочем, не самым дружелюбным).
С этой книги началось мое знакомство с творчеством сургутского автора, потому что я люблю фантастику, а в югорской литературе ее мало. Сборник вызвал противоречивые чувства – казалось, автор местами жалел персонажей, будто хотел позитивной концовки, но все же сдерживался. Об этом говорят открытые финалы некоторых рассказов. Однако такой прием усиливает атмосферу загадочности. Хотелось бы больше историй, происходящих в реальных местах, как, например, в Сургуте – «Дело о черном чемодане» вышло познавательным. Здесь и история города есть, и городская легенда в авторском исполнении появилась. Не исключено, что такие рассказы мне попадутся в поздних сборниках. Да, читать фантастику Дмитрия Сергеева продолжу и вам советую – уж очень интересно проследить эволюцию писателя, увидеть бескомпромиссные концовки и борьбу за жизнь среди чужих.
Некоторые рассказы содержат элементы жестокости, именно поэтому читать эту книгу стоит, если вам больше 16 лет. На сборник уйдет немного времени – 303 страницы крупным шрифтом читаются легко. Рекомендую к прочтению: по «Изнанке мира» вы наверняка определите, понравится ли вам фантастика Сергеева.
Скачивайте и читайте книги Дмитрия Сергеева и других югорских авторов на портале «Югра литературная»!
Всегда ваша — Государственная библиотека Югры
Когда борьба начинается внутри самого человека, значит, он чего-то стоит.
Роберт Браунинг
За что мы так любим исторические романы? За дух эпохи, крутые повороты сюжета и авторскую интерпретацию событий. Не стоит забывать, что такие произведения относятся к художественным, а не документальным – автор имеет право на свое понимание истории и изменение хода вещей.
Не каждому писателю дается этот литературный жанр. Для создания естественной картины эпохи нужен широкий кругозор, умение работать с архивными данными и чутье историка. Особенно если речь идет о ранних временах, например XVIII веке. Признанным мастером исторического романа в югорской литературе по праву считается писатель из Нижневартовска Маргарита Анисимкова. Достаточно вспомнить «Ваули», «Плач гагары», «Мангазею». Даже если не читали, то краем уха слышали. Я же решила начать знакомство с «Порушенной невесты».
Притягательность романа заключена в его задумке: Александра Меншикова, сподвижника Петра I, в результате дворцовых интриг отправляют в ссылку в Березово, откуда он уже не вернется. Это общеизвестный факт. Но мало кто задумывается над тем, как сложилась судьба его семьи, высланной вместе с ним; главным образом – его старшей 16-летней дочери, бывшей невесты Петра II. Эта история полна домыслов и тайн.
Первая страница романа сразу переносит читателя к моменту отъезда Меншиковых в ссылку. Событие стало ударом не только для главы семейства, но и для его супруги со старшей дочерью. Жена Александра Даниловича обивает пороги и просит о помиловании. Ни к чему хорошему это не приводит: двор отвернулся от властного князя. Писатель рассказывает предысторию: о взаимоотношениях Александра Даниловича с Екатериной I, семьей и соперниками за влияние на императрицу. Тут же на фоне политических интриг отца мы наблюдаем взросление его дочери. Мария Александровна, юная нежная девушка, оказывается инструментом амбиций Меншикова – переживает сватовство с неприятным польским княжичем Сапегой, затем – с 11-летним императором Петром II. Судьба сталкивает Марию с благородным Федором Долгоруковым, представителем враждебного Меншиковым рода. Молодые люди влюблены, что страшно злит отца. Все планы разрушает срочный отъезд семьи князя в Березово: около императора много недоброжелателей. По дороге умирает жена Меншикова. Сможет ли семья выжить в невыносимом холоде, бедности, на враждебной земле? Есть ли у Марии хоть какая-то надежда вернуться к нормальной жизни? Ответы на эти вопросы вы получите в конце сюжета.
Это не просто исторический роман. Это роман-борьба, где каждый ищет счастья, и у всех свои методы. Автор демонстрирует нам, к чему приводит достижение цели любыми средствами. Прав ли был Александр Меншиков – судить читателю, потому что мотивы поступков князя весьма спорны. Каждый имеет право на счастливый конец – такой вывод напрашивается в финале.
Следить за сюжетом произведения интересно, он динамичный и порой преподносит сюрпризы. Некоторым героям хочется сопереживать, интрига сохраняется до конца романа. Советую «Порушенную невесту» для неспешного вдумчивого чтения. Думаю, вам будет приятно найти совпадения с реальной историей, встретить исторических деятелей и посетить Югру петровских времен.
Познакомиться с биографией Маргариты Анисимковой можно на портале «Югра Литературная».
Как обычно, летом выбираю более легкое чтение. Дело не в объеме или языке повествования, а в жанре. На этот раз достала с полки романтическую повесть Дмитрия Баянкина «Наши сбывшиеся сны». Автор из Пыть-Яха известен мне как лирик, создающий воздушные образы, говорящий в стихотворениях о каждому понятных чувствах: любви, радости, расставании, неопределенности в жизни. Поэтому его эксперименты в жанре любовной прозы не стали неожиданностью.
Думаю, вам придется по душе объем произведения – 120 страниц. С ним вы можете провести один вечер или же растянуть его на несколько дней. Запомнить, где остановились, несложно: текст поделен на небольшие главы, каждая из которых – сцена из истории любви главных героев. Впрочем, еще вопрос, сколько их здесь: двое (он и она) или же только он. Повествование в произведении идет от первого лица, и заглядывает читатель только в мысли рассказчика. Чего нельзя сказать о девушке. Почему? Думаю, она загадка для нас. Да и для него. Хотя он и знает ее привычки, пристрастия, увлечения. Однако, как и в жизни, этого оказывается мало, чтобы выбрать верный путь в отношениях. И есть ли он, этот верный путь? Вопрос риторический.
Смысл заглавия повести становится понятен в процессе чтения. Главный герой Дима просыпается в 2011 году дома у мамы, в Пыть-Яхе. На улице жаркое лето. Со временем он осознает, что засыпал-то в феврале 2016-го! Многие на его месте растерялись бы. Но молодой человек понимает, что у него появился шанс перевернуть жизнь, избежать грядущих ошибок. Он решает завоевать сердце девушки, с которой его через пять лет будут связывать сильные чувства, но она окажется занята. Значит, надо добиться ее, опередив будущего избранника. С другой стороны, через пять лет герой – отец подрастающего мальчика, но с женой в Ханты-Мансийске отношения не срастаются. И вот Дима, разрывающийся между обреченной любовью и неудавшимся браком, пытается спасти хоть что-то. Да, оптимизма герою не занимать, но и туз в рукаве у него есть – это знание будущего. И вот мы уже предугадываем развитие сюжета… ан нет. Пока Дима пытается что-то исправить, предстоящие события тоже меняются. Могу сказать, что концовка в этом случае получилась закономерной.
Да, вы не ошиблись: рассказчика зовут так же, как автора. Однако нужно держать в голове, что герой и писатель – не одно и то же. Можно переосмыслить прошлое, добавить взгляд из настоящего, дописать сюжетные линии и вымышленное пространство.
Читатель находится в тесном контакте с героем, видит его эмоции, душевные метания, логику действий, тщательный, продуманный подход к делу.
«С каждым метром обратного пути я чувствовал, как внутри растет мое волнение. Казалось бы, я знаю ее уйму времени, знаю, что ей интересно, что она любит и что ей нравится. Научился чувствовать ее, читать ее жесты и слышать ее мысли, когда она молчит. Откуда взялось волнение, будто я шел к ней впервые? Отчасти, это было так, но я-то знаю, что это не первая наша встреча. Не первая для меня».
В то же время, глядя его глазами на происходящее, до последнего веришь в выверенный план. Но эта история должна быть жизненной, иначе в руках у нас уже не фантастическая повесть, а сказка.
Хочу отметить, что действия книги происходят на фоне вполне себе реальных мест Пыть-Яха и Ханты-Мансийска. Вот мост, а вот магазин «Ромашка». Клуб, где герой был диджеем, больница, где героиня работала медсестрой. Образы городов получились осязаемыми, несмотря на типичность застройки и характерную природу Ханты-Мансийского округа (ха, и комары тут тоже есть!). Вы прогуляетесь по знаковым для рассказчика точкам на картах городов, а что-то, возможно, и сами узнаете.
Повесть «Наши сбывшиеся сны» стала для меня произведением о выборе между чувством и долгом, спокойствием и бурными эмоциями. Что ж, это приятно – увидеть за любовной линией философскую.
Советую книгу для чтения летними вечерами. Это даст больше простора для воображения: действие повести тоже разворачивается летом. А если вам понравится сюжет, есть второе и третье произведения цикла: «Человек из серверной» и «Лучший сценарий». В них автор продолжает исследовать темы снов, параллельных реальностей и путешествий во времени.
Повесть «Наши сбывшиеся сны» вы можете взять в отделе краеведческой литературы и библиографии Государственной библиотеки Югры.
Ответственный за информацию в разделе:
Жернова О.В., и.о. заведующей отделом внешних коммуникаций и социокультурной деятельности
тел. +7(3467) 33-33-21 (доб. 341)